Эффективное изучение английского языка

Эффективное изучение английского языка
5 (100%) 1 vote

 

Возможно ли ускоренное изучение английского языка с гарантией?

Внимание! В тексте статьи прилагательное «английский» во всех случаях можно менять на прилагательные «испанский», «немецкий», «французский», «китайский» и так далее, включая «классический латинский».

Люди, которые сегодня уже занимаются английским языком с внуками (например, устраивая их в специализированные школы), прекрасно помнят, как именно обстояло дело с «инглиш», «френч» или с «дойч» в советской школе. Если характеристику тому обучению давать односложную, то – «плохо». Хотя исключения, конечно же, были.

эффективное изучение английского языка

Можно даже говорить о том, что изучение английского языка для подавляющего количества советских школьников, затем поступивших в высшие учебные заведения и ставших студентами (не факультетов «Романо-германская филология»), превратилось в некое долго продолжающееся, ставшее привычным и бессмысленным, занятие. Ритуал под названием «Я учу английский язык». Довольно безрадостный ритуал – на фоне остального «золотого миллиарда» и большей части «третьего мира», где практически все люди являются самое малое билингвами.

Неужели проблема в нашей неспособности к языкам? Или, все-таки, в обстоятельствах и неумении себя как следует замотивировать? Об этом тоже стоит поговорить со всем тщанием, ведь выражение «Хотеть – значит мочь!» отражает реальность как нельзя более адекватно. А, может быть, все дело в отсутствии правильной методики и владеющих ею преподавателей? Или действовал (действует) комплекс причин, что скорее всего? Столько вопросов…

Важно! Можно предположить, отчего массовое изучение английского (или иного иностранного) языка в СССР было столь неэффективным:

  • несовершенные методики (обидно звучит для их разработчиков);
  • плохой уровень преподавания (обидно звучит для учителей);
  • отсутствие мотивации у изучавших язык (а зачем его изучать, если никогда не придется попасть за границу?).

И еще один вопрос: каким образом возможно исправить ситуацию?

Ситуация выправляется естественным образом и, зачастую, вне связи с уровнем преподавания английского языка. Современная мотивированная молодежь (знание английского – это вполне серьезное конкурентное преимущество, которое практически гарантированно конвертируется в удачную карьеру) его знает гораздо лучше своих сверстников даже из предыдущего поколения:

  • особенно благодаря родителям, с детских лет отдающих своих чад в «английские» детские сады;
  • особенно с учетом развития интернета и на порядки улучшившейся свободной коммуникацией между жителями разных стран;
  • особенно при практическом отсутствии проблем с выездом за рубеж;
  • особенно в условиях глобализации, когда перепутываются не только экономики и составляющие их бизнес-проекты, но и народы, свободно мигрирующие между стран;
  • особенно благодаря онлайн-курсам и прочим активно развивающимся школам дистанционного и почти самостоятельного (или вполне самостоятельного) изучения английского языка;
  • особенно… Перечень «Особенно» можно продолжить, но мысль ясна.

Уже переходит в самый дееспособный и самый продуктивный возраст поколение россиян — «граждан вселенной», для которых в одночасье сняться с места и ринуться в автостоп-авантюру хоть на другой конец планеты не есть приключение, а есть способ существования. Потому и не авантюра это, а просто – «…так захотелось. Интересно ведь!» Для них английский язык почти родной и владеют они им иногда получше самих носителей, то есть англосаксов.

Однако, это все лирика и предисловие к насущному для миллионов взрослых сограждан вопросу: возможно ли ускоренное изучение английского языка с гарантией?

Методы изучения английского языка (вступление)

Внимание! Нет и не может существовать методики изучения английского языка за несколько месяцев, сколь бы вас в этом ни убеждали многочисленные рекламные предложения. Тем более, если вам «гарантируют» успех при минимуме усилий и «…всего при часе занятий в сутки». Так не бывает потому, что так быть не может.

Что касается методик, то их существует такое разнообразие, что только краткий перечень займет массу времени. При этом «советская» метода преподавание с заучиванием модальных форм и другой «мертвой» грамматики благополучно забыта как одна из самых громоздких и неэффективных. Что ни в малейшей степени не умаляет значения грамматики, тут речь об ином – грамматика должна быть для лучшего и адекватного владения языком, а не для грамматики.

Для начала рассказа об основных методологических подходов при изучении английского языка давайте сразу прочитаем финальный абзац с выводом. Так интереснее – кто из нас не заглядывал на последние страницы детектива, только лишь почувствовав хитросплетение интриги? Поэтому резюме выносим в середины, ок?

Вывод! Традиционные и коммуникативные методики во многом противоположны, но дополняют друг друга. Если «коммуникативщик» и научается без боязни общаться с носителем языка, то грамматического совершенства его английский может достичь только со временем. «Традиционалист» предпочтет промолчать, если не уверен в правильности построения предложения; для него пресловутый «языковой барьер» пока еще не преодален. Общение на чужом языке для такого человека – серьезная работа с внутренним переводчиком. При большой разговорной практике с носителями языка постепенно появляется беглость, но на это уходят годы.

Учимся у детей? (отступление)

Как научается родному языку ребенок? Ведь к школе все малыши умеют болтать так, что не остановишь, при этом многие (и таких все больше) способны с легкостью оперировать конструкциями типа «Мне представляется – хотя я могу и ошибаться, — что разбитая чашка не стоит того, чтобы меня за это ставили в угол. Ведь это всего лишь посуда, как вы этого не понимаете?» Ну, и тому подобные перлы, на которые горазды очень многие детишки.

Ответ очевиден: поначалу детский мозг жадно впитывает огромное количество слышимых им слов и постепенно устанавливает связь между их звучанием и предметами, действиями и понятиями, которые эти звуки описывают. Затем он начинает воспринимать на интуитивном уровне особенности грамматики. А после этого вдруг происходит качественный скачок и маленький человек начинает полноценно (с поправкой на детское восприятие мира) общаться при помощи второй сигнальной системы. Такой естественный способ изучения английского языка бесплатно и без всяких усилий, увы, возможно применить только к ребенку. Например, к русскоязычному малышу которого отдают в англоязычный садик в стране пребывания, где «перемешаны» детки русскоязычные и анголоязычные.

Умение вербально отражать мир и взаимодействовать с миром – самое главное отличие человека от животных. То есть, имеем схему: словарный запас, нарабатываемый постепенно-ассоциативно плюс грамматика плюс качественный скачок, случающийся при превышении всем перечисленным некой критической массы. Инициируемый в том числе попытками воспринимать напечатанный текст (задействуется зрительная память). И этот скачок тем более ранний, чем лучше у ребенка слух. И иные психофизиологические особенности, которые получили трудно алгоритмизуемое определение «врожденная грамотность». А еще у нас в мозгу есть речевой центр, но это и вовсе иная история.

Важно! Давно замечено, что люди с музыкальным слухом очень легко учат английский язык. Особенно, если они очень много читают. А это чаще всего случается в условно интеллигентных семьях. Что совершенно не исключает такого явления, как самородки-полиглоты с гиперразвитым речевым центром (или чем там такая особенность объясняется).

Нам осталось осветить всего несколько тем, чтобы найти ответ на вопрос «Возможно ли ускоренное изучение английского языка с гарантией?»

  1. Что дает изучение английского языка (мотивировочный текст)
  2. Почему мы не хотим изучать английский язык или Лень-матушка
  3. Методы изучения английского языка (история вопроса и рекомендации для начинающих)
  4. Игровая форма изучения английского языка
  5. Самостоятельное изучение английского языка (или Изучение английского языка онлайн)
  6. Определение уровня знания английского языка.

На самом деле вся эта проблематика – пунктов может быть гораздо больше, но об этом подробнее поговорим позже – при знакомстве с ней реально помогает изучить английский язык взрослому человеку. Понимание того, почему организм сопротивляется и как с этим бороться – это необходимый инструментарий для тех, кто хочет наконец-то заговорить на языке «Вильяма нашего, понимаете ли, Шекспира» (С).

 

Поделись с друзьями:



Комментируем, обсуждаем: