Эмоционально-смысловой подход для изучения английского

2UrqsYekoIM

Клас­си­че­ская мето­ди­ка пре­по­да­ва­ния харак­те­ри­зу­ет­ся заучи­ва­ни­ем грам­ма­ти­ки, лек­си­че­ских схем и опе­ри­ро­ва­ни­ем грам­ма­ти­че­ски­ми эле­мен­та­ми. Дру­ги­ми сло­ва­ми, во вре­мя бесе­ды сту­дент слов­но пере­би­ра­ет ранее заучен­ные паде­жи, скло­не­ния и вре­мен­ные фор­мы, что­бы сфор­ми­ро­вать свою речь.

Таким спо­со­бом англий­ский учить могут дале­ко не все. Одним из про­тив­ни­ков клас­си­че­ской мето­до­ло­гии явля­ет­ся Игорь Юрье­вич Шех­тер. Имен­но он счи­та­ет­ся одним из осно­ва­те­лей эмо­ци­о­наль­но-смыс­ло­во­го под­хо­да к обу­че­нию ино­стран­ных язы­ков. Глав­ная идея этой мето­до­ло­гии заклю­ча­ет­ся в том, что обу­че­ние чужо­го язы­ка долж­но про­ис­хо­дить, слов­но вы вновь изу­ча­е­те род­ной язык.

Мно­гие люди сво­бод­но раз­го­ва­ри­ва­ют на сво­ем язы­ке, но при этом они не име­ют ни малей­ше­го поня­тия о его струк­ту­ре. Язык мож­но опи­сать, клас­си­фи­ци­ро­вать, опре­де­лить его лите­ра­тур­ную нор­му. Одна­ко все это сто­ит на вто­ром плане. Основ­ная зада­ча язы­ка — это объ­еди­не­ние людей с помо­щью обще­ния и уст­ной речи. Имен­но в этом заклю­ча­ет­ся глав­ная идея это­го подхода.

А что­бы чело­век гово­рил сво­бод­но и на уровне «Native Speaker», он дол­жен вос­при­ни­мать англий­ский как сред­ство для реше­ния повсе­днев­ных задач. При этом язык дол­жен созда­вать­ся внут­ри  ученика.

Особенности методики Шехтера

Что­бы учить англий­ский язык по это­му мето­ду потре­бу­ет­ся как мини­мум 300 часов. Для рече­по­рож­де­ния каж­до­му сту­ден­ту выда­ют­ся осмыс­лен­ные фра­зы, кото­рые он повто­ря­ет. Что­бы улуч­шить навы­ки чте­ния, при­ме­ня­ют­ся кар­точ­ки, а речь фор­ми­ру­ет­ся на под­со­зна­тель­ном уровне.

В осно­ве обу­че­ния сто­ят этю­ды или роле­вые игры. Этот этап еще назы­ва­ет­ся акту­а­ли­за­ция, когда сту­ден­ты сво­бод­но обща­ют­ся меж­ду собой на акту­аль­ные темы. Такие заня­тия поз­во­ля­ют изба­вить­ся от стра­ха и язы­ко­во­го барье­ра, уче­ни­ки при­об­ре­та­ют опыт обще­ния, и эффек­тив­ность обу­че­ния зна­чи­тель­но повы­ша­ет­ся. Ошиб­ки в грам­ма­ти­ке исправ­ля­ют­ся толь­ко в самых край­них случаях.

После осво­е­ния рече­вых навы­ков начи­на­ет­ся обу­че­ние грам­ма­ти­ке. Все пра­ви­ла, полу­чен­ные в ходе заня­тий, закреп­ля­ют­ся акту­аль­ны­ми при­ме­ра­ми и раз­би­ра­ют­ся вме­сте с груп­пой. На вто­ром и тре­тьем эта­пе вни­ма­ние уде­ля­ет­ся кор­рек­ции англий­ской речи. Мыс­ли сту­ден­та долж­ны быть понят­ны­ми и грам­ма­ти­че­ски пра­виль­ны­ми. Соглас­но мето­ди­ке Шех­те­ра, грам­ма­ти­ка сто­ит на вто­ром месте, на пер­вом — речь и фонетика.

Мы отлич­но раз­го­ва­ри­ва­ем на род­ном язы­ке не из-за того, что зна­ем все пра­ви­ла наизусть, а пото­му, что рече­вые навы­ки усво­е­ны на инту­и­тив­ном уровне. Имен­но такое чутье англий­ско­го долж­но выра­ба­ты­вать­ся во вре­мя занятий.

Сто­ит отме­тить, что метод Шех­те­ра под­твер­жда­ет свою эффек­тив­ность на про­тя­же­нии мно­гих лет. Сего­дня подоб­ные заня­тия явля­ют­ся одним из луч­ших спо­со­бов интен­сив­но­го изу­че­ния англий­ско­го для новичков.

Как проходят занятия?

Для того что­бы англий­ский учить и пре­по­да­вать по мето­ду Шех­те­ра, пре­по­да­ва­тель дол­жен прой­ти спе­ци­аль­ную под­го­тов­ку и иметь хоро­шую прак­ти­ку. Недо­ста­точ­но про­сто знать англий­ский и даже быть талант­ли­вым пре­по­да­ва­те­лем. Он дол­жен обла­дать навы­ка­ми акте­ра, режис­се­ра и психолога.

Трех­ча­со­вые заня­тия про­хо­дят каж­дый день, одна­ко домаш­не­го зада­ния нет. Курс состо­ит из трех цик­лов, каж­дый из кото­рых длит­ся 4 недели.

  1. Первый цикл.

На дан­ном эта­пе у уче­ни­ков фор­ми­ру­ет­ся и раз­ви­ва­ет­ся речь во вре­мя обще­ния на быто­вые темы. Кро­ме того, сту­ден­ты начи­на­ют зна­ко­мить­ся с тек­ста­ми на англий­ском. Когда вы завер­ша­е­те англий­ский учить на пер­вом цик­ле, то вы уже долж­ны уметь выра­жать свои мыс­ли на ино­стран­ном язы­ке. Одна­ко ваша речь будет вклю­чать мно­го­чис­лен­ные ошиб­ки и некор­рект­но­сти, кото­рые устра­нят­ся впоследствии.

  1. Второй цикл.

Теперь сту­ден­ты еще силь­нее раз­ви­ва­ют свою речь, а пре­по­да­ва­те­ли кор­рек­ти­ру­ют ее. При этом на уро­ках осо­бое вни­ма­ние уде­ля­ет­ся моно­ло­гам. Уче­ни­ки долж­ны научить­ся высту­пать перед ауди­то­ри­ей и демон­стри­ро­вать свою точ­ку зрения.

Неред­ко пре­по­да­ва­те­ли устра­и­ва­ют сове­ща­ния, дис­кус­сии, инте­рес­ные кон­фе­рен­ции и т.д. Сту­ден­ты могут про­смат­ри­вать филь­мы на англий­ском и даже экс­тен­сив­но читать кни­ги (то есть без дослов­но­го пере­во­да, но с пони­ма­ни­ем обще­го смыс­ла). С это­го момен­та на лек­ци­ях актив­но изу­ча­ет­ся грам­ма­ти­ка, что­бы устра­нить все ошиб­ки в речи и пись­ме студентов.

  1. Третий цикл.

Теперь мы не про­сто учим англий­ский, но дис­ку­ти­ру­ем на раз­ные темы и дока­зы­ва­ем свою точ­ку зре­ния дру­гим сту­ден­там. Уча­щи­е­ся обща­ют­ся меж­ду собой на более слож­ные темы, при этом ста­ра­ют­ся исполь­зо­вать самые раз­ные рече­вые конструкции.

Уче­ни­ки раз­ви­ва­ют свои навы­ки чте­ния и речи посред­ством про­смот­ров филь­мов на англий­ском, чте­ни­ем книг изу­че­ни­ем грам­ма­ти­ки и т.д. В кон­це дан­но­го цик­ла сту­ден­ты могут сво­бод­но выра­жать­ся на гра­мот­но постав­лен­ном англий­ском языке.

Кро­ме того, в курс могут вклю­чать­ся допол­ни­тель­ные цик­лы: «про­пе­дев­ти­ка», «биз­нес-кур­сы» и т.д. На таких заня­ти­ях сту­ден­ты совер­шен­ству­ют свои навы­ки вла­де­ния англий­ским и раз­ви­ва­ют дело­вую, лите­ра­тур­ную речь, либо же ста­ра­ют­ся изба­вить­ся от акцента.

Нашли ошиб­ку?

Если вы нашли ошиб­ку или дру­гую про­бле­му, мы будем бла­го­дар­ны за ваше сообщение!
Есть несколь­ко раз­лич­ных вари­ан­тов, как это сделать:

  • Выде­ли­те текст с ошиб­кой, нажми­те соче­та­ние кла­виш CTRL+ENTER, в открыв­шем­ся окне опи­ши­те про­бле­му и отправь­те нам!
  • Напи­ши­те в ком­мен­та­ри­ях ниже о най­ден­ной проблеме
  • Вос­поль­зуй­тесь кон­такт формой