Методики преподавания английского языка

kak-uchit-anglijskij

Необ­хо­ди­мость в пере­во­де появи­лась тыся­чи лет назад, еще во вре­ме­на Гоме­ра и Ари­сто­те­ля. Дан­ная потреб­ность в зна­нии ино­стран­ных язы­ков оста­лась и посей день. И теперь очень важ­ным ста­ло каче­ство пре­по­да­ва­ния, ведь в мире сфор­ми­ро­ва­лось очень мно­го про­грамм и мето­дик, кото­рые под­хо­дят под опре­де­лен­ный тип людей. Имен­но о таких мето­ди­ках пре­по­да­ва­ния вы узна­е­те сегодня.

1. Фундаментальная методика

Клас­си­че­ская про­грам­ма, по кото­рой в древ­но­сти учи­ли гре­че­ский и латынь. Этот метод мож­но назвать «пла­ном захва­та кре­по­сти». Пре­по­да­ва­тель англий­ско­го язы­ка ста­ра­ет­ся пре­под­не­сти сту­ден­ту фоне­ти­ку, син­так­си­че­ские кон­струк­ции, лек­си­ку, грам­ма­ти­ку и т.д. Сто­ит отме­тить, что уче­ние по фун­да­мен­таль­ной мето­ди­ке харак­те­ри­зу­ет­ся сво­ей неспеш­но­стью и может длить­ся 2–3 года и более.

Дан­ная мето­до­ло­гия широ­ко рас­про­стра­не­на в язы­ко­вых ВУЗах. Наи­бо­лее ярким пре­по­да­ва­те­лем, кото­рый прак­ти­ку­ет этот метод, явля­ет­ся Н.А. Бонк, учеб­ни­ки кото­ро­го пре­вра­ти­лись в насто­я­щую классику.

Несо­мнен­ным пре­иму­ще­ством фун­да­мен­таль­но­го под­хо­да явля­ет­ся его раз­но­сто­рон­ность и объ­ем­ность.  При­чем пре­по­да­ва­тель англий­ско­го язы­ка на уро­ках учит сту­ден­тов смот­реть на мир гла­за­ми носи­те­ля или «Native Speaker», что зна­чи­тель­но повы­ша­ет каче­ство обучения.

2. Классический подход

Эта мето­ди­ка пред­по­ла­га­ет обу­че­ния язы­ку с нуля. Пре­по­да­ва­тель ста­вит сту­ден­там речь, лик­ви­ди­ру­ет язы­ко­вые барье­ры, обща­ет­ся с уче­ни­ка­ми, а так­же напол­ня­ет их голо­вы лек­си­кой и грам­ма­ти­че­ски­ми правилами.

В клас­си­че­ском пони­ма­нии англий­ский дол­жен быть пол­но­цен­ным сред­ством обще­ния. Поэто­му ауди­ро­ва­ние, чте­ние, уст­ная речь и дру­гие аспек­ты пре­по­да­ва­тель раз­ви­ва­ет гар­мо­нич­но. То есть при такой ком­плекс­но­сти сохра­ня­ет­ся планомерность.

При­чем совсем необя­за­тель­но, что­бы пре­по­да­ва­тель англий­ско­го язы­ка был носи­те­лем. Оте­че­ствен­ные учи­те­ля луч­ше ана­ли­зи­ру­ют и сопо­став­ля­ют две раз­лич­ные язы­ко­вые систе­мы, а так­же пре­под­но­сят инфор­ма­цию сту­ден­там более доступ­ным  способом.

3. Лингвосоциокультурный метод

Один из наи­бо­лее серьез­ных и все­о­хва­ты­ва­ю­щих мето­дов, кото­рый пред­по­ла­га­ет погру­же­ние в куль­тур­ную и соци­аль­ную сре­ду. Соглас­но мето­ду, язык явля­ет­ся про­дук­том жиз­ни. Поэто­му обу­че­ние нель­зя огра­ни­чи­вать толь­ко сухи­ми лек­си­че­ски­ми кон­струк­ци­я­ми и грам­ма­ти­че­ски­ми схемами.

Основ­ная цель — пони­ма­ние собе­сед­ни­ка, а так­же вос­при­я­тие ино­стран­но­го язы­ка на инту­и­тив­ном уровне. Сту­ден­ты, кото­рые учат­ся по тако­му под­хо­ду, долж­ны вос­при­ни­мать англий­ский как окно, отоб­ра­жа­ю­щее исто­рию, этнос, кли­мат, куль­ту­ру, при­выч­ки, быт и тра­ди­ции англи­чан. Фак­ти­че­ски, сту­ден­ты долж­ны зано­во познать мир, но толь­ко немно­го изме­нить угол обзора.

4. Коммуникативный подход

Самый рас­про­стра­нен­ный метод обу­че­ния в Евро­пе и США. Этот под­ход направ­лен на воз­мож­ность обще­ния меж­ду сту­ден­та­ми, а так­же на раз­ви­тие вос­при­я­тия ино­стран­ной речи. Уст­ная речь зна­чи­тель­но отли­ча­ет­ся от пись­мен­ной. Поэто­му пре­по­да­ва­тель англий­ско­го язы­ка ста­ра­ет­ся не акцен­ти­ро­вать вни­ма­ние на слож­ных син­так­си­че­ских кон­струк­ци­ях или лексике.

Таким обра­зом, даже имея за спи­ной око­ло 500‑1000 слов, вы смо­же­те лег­ко най­ти общий язык с англи­ча­ни­ном или аме­ри­кан­цем. Одна­ко суще­ствен­ным недо­стат­ком такой мето­ди­ки явля­ет­ся низ­кий сло­вар­ный запас, сла­бая лек­си­ка и грамматика.

Даже будучи хоро­шим собе­сед­ни­ком, вы не смо­же­те напи­сать пись­мо без оши­бок и буде­те путать­ся в постро­е­нии пред­ло­же­ний. Тем не менее, ком­му­ни­ка­тив­ный метод явля­ет­ся иде­аль­ным как для нович­ков, так и для про­дви­ну­тых студентов.

5. Интенсивная методика

Тако­го рода кур­сы ста­но­вят­ся все попу­ляр­нее в совре­мен­ном мире. Бук­валь­но за 2–3 меся­ца пре­по­да­ва­тель англий­ско­го может научить сту­ден­та базо­вым пра­ви­лам или же под­го­то­вить к како­му-либо экзамену.

В основ­ном мето­ди­ка направ­ле­на на фор­ми­ро­ва­ние чет­кой и выра­зи­тель­ной речи. Поэто­му хоро­шие кур­сы пред­по­ла­га­ют актив­ное обще­ние с пре­по­да­ва­те­лем и дру­ги­ми сту­ден­та­ми. Наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ные учеб­ные при­е­мы, это диа­ло­ги на англий­ском и обу­ча­ю­щие игры.

Суще­ству­ет мас­са про­грамм обу­че­ния, кото­рые направ­ле­ны на под­го­тов­ку к кур­сам. Они пре­иму­ще­ствен­но харак­те­ри­зу­ют­ся изу­че­ни­ем грам­ма­ти­ки или погру­же­ни­ем в куль­тур­но-эмо­ци­о­наль­ную сре­ду. Вам оста­ет­ся же лишь опре­де­лить­ся со схе­мой обу­че­ния и насла­ждать­ся сво­и­ми заня­ти­я­ми по английскому.

Нашли ошиб­ку?

Если вы нашли ошиб­ку или дру­гую про­бле­му, мы будем бла­го­дар­ны за ваше сообщение!
Есть несколь­ко раз­лич­ных вари­ан­тов, как это сделать:

  • Выде­ли­те текст с ошиб­кой, нажми­те соче­та­ние кла­виш CTRL+ENTER, в открыв­шем­ся окне опи­ши­те про­бле­му и отправь­те нам!
  • Напи­ши­те в ком­мен­та­ри­ях ниже о най­ден­ной проблеме
  • Вос­поль­зуй­тесь кон­такт формой