Настоящее время в английском языке. Present Simple и Present Continuous

таблица настоящего времени английского языка

Тре­мя кита­ми, на кото­рых “сто­ит” насто­я­щее вре­мя в англий­ском язы­ке — это гла­го­лы “to be”:

am [эм] — исполь­зу­ет­ся толь­ко после сло­ва ”I

is [из] — исполь­зу­ет­ся после ”НЕ”, ”SHE”, ”IT” и после слов 3 лица един­ствен­но­го числа.

are[aa] — исполь­зу­ет­ся после ”WE”,”YOU”, ”THEY” и слов во мно­же­ствен­ном числе.

При­ме­ры:

I am a student. — Я — студент.

Не (she, my sister, Peter…) is a student. — Он (она, моя сест­ра, Петр…) студент(ка,).

We (you, they, my friends…) are students. — Мы (вы, они, мои дру­зья…) студенты.

Видео о настоящем времени в английском языке

Насто­я­щее вре­мя в англий­ском фор­ми­ру­ет­ся 3‑я вари­ан­та­ми гла­го­ла, кото­рый на рус­ский будет пере­ве­ден одним и тем же сло­вом, кото­рое будет сто­ять в одной и той же фор­ме. Возь­мем рус­ский вари­ант предложения:

Я УЧУ англий­ский каж­дый день.

Я УЧУ англий­ский сейчас..

Я УЧУ англий­ский уже год.

Как мы видим, сло­во «учу» не изме­ня­ет­ся из пред­ло­же­ния в пред­ло­же­ние. Но давай­те посмот­рим, какой смысл у каж­до­го, с точ­ки зре­ния насто­я­ще­го момен­та. Этим и зани­ма­ет­ся англий­ский язык. Для каж­до­го дан­но­го пред­ло­же­ния есть свой вари­ант в англий­ском язы­ке. Давай­те пой­мем логи­ку. Что такое насто­я­щее вре­мя? Это то, что про­ис­хо­дит здесь и сей­час, не прав­да ли. А если я гово­рю: каж­дый день, то когда это про­ис­хо­дит? Ведь это поня­тие вклю­ча­ет в себя и насто­я­щий момент, и про­шлое, и буду­щее. Сюда мож­но вклю­чить и такие поня­тия, как: все­гда, ино­гда, часто, ред­ко, вре­мя от вре­ме­ни и т.д. В этих сло­вах заклю­че­на такая без­дна неопре­де­лен­но­сти, что диву даешь­ся, а где тут насто­я­щее, если дей­ствие ска­чет как заяц по полям.

Рас­смот­рим Present Simple или Present Indefinite — про­стое насто­я­щее вре­мя, в зави­си­мо­сти от того, какой они смысл хотят под­черк­нуть. Про­стое, пото­му, что это самая про­стая гла­голь­ная фор­ма. Берешь из сло­ва­ри­ка гла­гол и ста­вишь его на закон­ное место и все. Един­ствен­ное пра­ви­ло, кото­рое нель­зя забы­вать: если гла­гол сле­ду­ет за суще­стви­тель­ным 3‑го лица, един­ствен­но­го чис­ла, т.е. после «he», «she», «it» или слов, кото­рые обо­зна­ча­ют объ­ект в един­ствен­ном чис­ле (my friend, Mary, love…), то он будет иметь окон­ча­ние «-S». Это окон­ча­ние будет иметь любой гла­гол, кро­ме can, may, must, вклю­чая такие фор­мы, как «is»,«has»,«does», о них мы гово­ри­ли раньше.

Схема present indefinite (Simple)

Бук­ва «V» явля­ет­ся услов­ным заме­ни­те­лем сло­ва «гла­гол», т.к. англий­ское сло­во «гла­гол» — «verb», как вы види­те, начи­на­ет­ся с бук­вы «V». Это услов­ное обо­зна­че­ние гла­го­ла мы будем при­ме­нять и в буду­щем. Запом­ни­те это.

Пример Present Simple

Я учу англий­ский каж­дый день.- I study English every day.

Он учит англий­ский каж­дый день. — Не studies English every day.

Вас может сму­тить, отку­да появи­лось такое необыч­ное окон­ча­ние у гла­го­ла во вто­ром пред­ло­же­нии. Если вы были вни­ма­тель­ны, то обра­ти­ли вни­ма­ние, что при обра­зо­ва­нии мно­же­ствен­но­го чис­ла, про­ис­хо­дит такая же сме­на «-Y» на «-IE» перед окон­ча­ни­ем «-S», это же про­ис­хо­дит и с глаголом.

Пока­за­те­ля­ми  неопре­де­лен­но­го  вре­ме­ни  высту­па­ют такие слова:

  • ино­гда — sometimes [сам­таймс]
  • часто — often [офн]
  • ред­ко — seldom [сэл­дом]
  • все­гда — always [олвэйз]
  • каж­дый день (неде­лю, месяц, год) — every [эври] day (week, month, year) [дэй, виик, манс, йиэ]

В про­ти­во­вес неопре­де­лен­но­му вре­ме­ни есть самое что ни на есть опре­де­лен­ное, самое насто­я­щее из насто­я­щих. И какое это вре­мя? Конеч­но же, то, что про­ис­хо­дит здесь и сей­час. Это вре­мя назы­ва­ют «дли­тель­ное» или «для­ще­е­ся».

Видео о Present Simple

Present Continuous — насто­я­щее дли­тель­ное время

Это вре­мя опре­де­ля­ет ПРОЦЕСС, пока­зы­ва­ет, что с пред­ме­том что-то про­ис­хо­дит, он не нахо­дит­ся в застыв­шем состо­я­нии. Этим вре­ме­нем мы под­чер­ки­ва­ем то, что про­ис­хо­дит пря­мо сей­час, или что-то про­ис­хо­дит в дан­ный момент, неза­ви­си­мо от нас. Мож­но ска­зать, что идет опи­са­ние состо­я­ния того или ино­го пред­ме­та. Мы уже зани­ма­лись опи­са­ни­ем пред­ме­тов, когда гово­ри­ли о гла­го­ле «to be«. Сей­час мы воз­вра­ща­ем­ся к это­му уни­каль­но­му гла­го­лу, к это­му тру­же­ни­ку в англий­ском язы­ке. Я уже гово­ри­ла, что его нуж­но полю­бить, и вы спра­ви­тесь со мно­ги­ми труд­но­стя­ми в англий­ском язы­ке. Этот гла­гол явля­ет­ся глав­ной состав­ля­ю­щей груп­пы Continuous.

Правила Present Continuous

Clip Image012Am, is, are — это фор­мы гла­го­ла TO BE в насто­я­щем вре­ме­ни, А к смыс­ло­во­му гла­го­лу нуж­но доба­вить суф­фикс «-ING«, или поста­вить гла­гол в фор­му при­ча­стия насто­я­ще­го вре­ме­ни, выби­рай­те сами, какая фор­му­ли­ров­ка вам боль­ше нра­вит­ся. Итак, что­бы ска­зать на англий­ском фра­зу, где дей­ствие про­ис­хо­дит здесь и сей­час нуж­но вос­поль­зо­вать­ся фор­му­лой, дан­ной выше.

Present Continuous Tense примеры

Я учу англий­ский сей­час. — I AM STUDYING English now.

Он учит англий­ский сей­час. — Не IS STUDING English now.

Они учит англий­ский сей­час. — They ARE STUDING English now.

Под­сказ­кой тому, что нуж­но исполь­зо­вать имен­но эту фор­му гла­го­ла, могут слу­жить такие сло­ва как «now«, «at the moment» (сей­час, в этот момент). Не забы­вай­те и о кон­тек­сте. Мож­но и не ука­зы­вать эти сло­ва, исполь­зо­ва­ние Continuous   авто­ма­ти­че­ски гово­рит о том, что это про­ис­хо­дит сейчас.

Смот­ри! Дети игра­ют. — Look! The children ARE PLAYING.

Есть в мире про­цес­сы, кото­рые про­ис­хо­дят поми­мо нашей воли, они про­ис­хо­дят посто­ян­но и, поэто­му, исполь­зо­ва­ние этой кон­струк­ции зако­но­мер­но и логично.

Насе­ле­ние в мире рас­тет очень быст­ро. — The population of the world IS RISING very fast.

Present Continuous очень попу­ля­рен в англий­ском язы­ке. Его могут исполь­зо­вать и в дру­гих, с нашей точ­ки зре­ния, необыч­ных ситу­а­ци­ях. Нам глав­ное понять то, что за Continuous сто­ит жела­ние под­черк­нуть, что идет какой-то про­цесс, что гово­ря­щий хочет ска­зать не о застыв­шем собы­тии, а об изме­не­нии, дви­же­нии. In­definite, услов­но, мож­но назвать кар­ти­ной, a Continuous — это тоже кар­ти­на, но уже в дви­же­нии, то есть — фильм.

Но на исполь­зо­ва­ние Continuous накла­ды­ва­ют­ся неко­то­рые огра­ни­че­ния. Поче­му? Что­бы разо­брать­ся, давай­те про­ана­ли­зи­ру­ем неко­то­рые сло­ва в нашей речи, кото­рые, с точ­ки зре­ния англий­ско­го язы­ка не могут сто­ять в этой фор­ме. Эти сло­ва вхо­дят в кате­го­рию слов чув­ствен­но­го и умствен­но­го вос­при­я­тия. Что это за сло­ва? Они свя­за­ны с наши­ми орга­на­ми чувств. У всех у нас есть, дан­ные от рож­де­ния, орга­ны, кото­рые функ­ци­о­ни­ру­ют, неза­ви­си­мо от нас. Вот поду­май­те, если мы закро­ем гла­за, то это ведь не зна­чит, что мы поте­ря­ли спо­соб­ность видеть, а если мы закро­ем уши, раз­ве мы пере­ста­нем слы­шать? Мы не смо­жем смот­реть или слу­шать, а спо­соб­ность слы­ша­ния и виде­ния сохра­ня­ет­ся. То же мы можем ска­зать и о дру­гих наших орга­нах, наших вер­ных помощ­ни­ках. Мы не смо­жем оста­но­вить поток мыс­лей, мы не можем быть в про­цес­се влюб­лен­но­сти, и тут же нена­ви­деть, вклю­чая и пере­клю­чая наши эмо­ции (хотя у наших людей и такое быва­ет). Вы долж­ны уло­вить логи­ку, поче­му нель­зя неко­то­рые сло­ва исполь­зо­вать, ука­зы­вая на про­цесс в насто­я­щий момент. Это зна­чит, что эти сло­ва не исполь­зу­ют­ся в Continuous. В этом слу­чае исполь­зу­ет­ся Indefi­nite, даже если дей­ствие совер­ша­ет­ся в момент речи. Вот самые попу­ляр­ные сло­ва из этой категории:

to know [ноу] — знать

to understand [анд­эст­энд] — понимать

to see [сии] — видеть

to think [синк] — думать

to hear [хиэ] — слышать

to recognize [рэко­гнайз] — узнавать

to feel [фиил] — чувствовать

to remember [рэм­эм­бэ] — помнить

to love [лав] — любить

to be [бии] — быть

to like [лайк] — нравиться

to have [хэв] — иметь

to hate [хэйт] — ненавидеть

to forget [фог­эт] — забывать

to want [вoнт] — хотеть

to believe [били­ив] — верить

Я хочу пить. — I want to drink.

Он хоро­шо зна­ет мое­го дру­га. — Не knows my friend well.

Они сей­час на рабо­те. — They are at work now.

Я думаю, что он не прав. - I think he is wrong.

В послед­нем пред­ло­же­нии сло­во «думаю», озна­ча­ет «пред­по­ла­гаю», а вот если вам необ­хо­ди­мо под­черк­нуть интен­сив­ность вашей умствен­ной рабо­ты, то умест­но исполь­зо­вать Continuous:

Не бес­по­кой его. Он дума­ет. — Don’t bother him. Не is thinking.

А вот гла­гол «to have» может исполь­зо­вать­ся в этом вре­ме­ни, не толь­ко если он явля­ет­ся неотъ­ем­ле­мой частью сло­во­со­че­та­ния: to have breakfast — зав­тра­кать, to have lunch — обе­дать, to have a bath ‑купать­ся и т.д.

We are having lunch. — Мы обе­да­ем сейчас.

А сей­час нуж­но оста­но­вить­ся на одной, очень ходо­вой кон­струк­ции в англий­ском язы­ке, сло­во­со­че­та­нии ТО BE GOING ТО…- соби­рать­ся.

Как вы види­те, она состо­ит из гла­го­ла «to be» (am, is, are, was, were, will be), и из смыс­ло­во­го гла­го­ла «go» с окон­ча­ни­ем «-ing», т.е. это и есть наш Continuous. В сло­ве «соби­рать­ся» уже заклю­че­но какое-то дви­же­ние, может, поэто­му основ­ной смыс­ло­вой гла­гол будет «go»- идти. Итак, при исполь­зо­ва­нии в рус­ском пред­ло­же­нии сло­ва «соби­рать­ся», в англий­ском вари­ан­те сме­ло ставь­те » to be go­ing to…» [гоуин(г)] в нуж­ной форме:

I AM GOING ТО visit my uncle. — Я соби­ра­юсь наве­стить дядю.

Не WAS GOING ТО travel by train. — Он соби­рал­ся путе­ше­ство­вать поездом.

They WERE GOING ТО play football. — Они соби­ра­лись играть в футбол.

It IS GOING ТО rain. — Будет дождь.

Present Continuous в англий­ском язы­ке, ино­гда, исполь­зу­ет­ся в зна­че­нии буду­ще­го вре­ме­ни. Для самых любо­зна­тель­ных, поста­ра­юсь объ­яс­нить. Если чело­век уже запла­ни­ро­вал что-то сде­лать в буду­щем, то это наме­ре­ние мож­но выра­зить гла­голь­ной кон­струк­ци­ей в Present Continuous, если ее мож­но заме­нить на соче­та­ние с «to be going to…» Например:

What time ARE you meetING Ann? (или «ARE you GOING to meet Ann») — Когда ты (пла­ни­ру­ешь) встре­ча­ешь­ся (встре­чу) с Аней?

I AM travelllNG to Kiev on Monday, (или «I AM GOING to travel«) — Я еду (соби­ра­юсь) в Киев в понедельник.

Т.е., где мож­но заме­нить кон­струк­ци­ей «to be going to..«, удоб­но поста­вить фор­му гла­го­ла в Present Continuous. Пони­маю, что для начи­на­ю­щих — выс­ший пило­таж, все это дер­жать в голо­ве во вре­мя раз­го­во­ра, но мы можем гово­рить и не очень слож­но, а вот понять текст на англий­ском будет труд­но, если не знать этих особенностей.

Еще одно малень­кое добав­ле­ние. Как вы види­те в кон­струк­ции «to be going to…» сто­ит частич­ка «to», пока­за­тель инфи­ни­ти­ва или началь­ной фор­мы гла­го­ла, перед кото­рым он сто­ит, т.е. после «go-ing» все­гда сто­ит гла­гол, что отве­ча­ет на вопрос: «Что делать?» или «Что сде­лать?». Об этом пра­ви­ле мы гово­ри­ли в раз­де­ле «Модаль­ные
гла­го­лы».

Обыч­но в англий­ских грам­ма­ти­ках далее сле­ду­ет объ­яс­не­ние, как нуж­но постро­ить вопрос и отри­ца­ние в Present Continuous или в любой дру­гой вре­мен­ной фор­ме. Мы об этом уже гово­ри­ли рань­ше. Соглас­но наше­му пра­ви­лу, для вопро­са нуж­но что-то выне­сти впе­ред, а в отри­ца­нии, к опре­де­лен­но­му сло­ву, доба­вить отри­ца­тель­ную частич­ку. В слу­чае с Present Continuous мы име­ем дело с гла­го­лом «to be», зна­чит, его фор­му нуж­но выне­сти впе­ред для вопро­са, и при­со­еди­нить к ней частич­ку «not» — для отри­ца­ния. Еще раз напом­ню, поз­же, когда мы будем про­хо­дить и дру­гие вре­ме­на, то для постро­е­ния вопро­сов и отри­ца­ния вспо­ми­на­ем общее пра­ви­ло, и вам не нуж­но будет каж­дый раз учить новые допол­ни­тель­ные пра­ви­ла, так как вы их уже знаете.

Но, давай­те вер­нем­ся к тем трем пред­ло­же­ни­ям, кото­рые я вам пред­ло­жил в самом нача­ле гла­вы. Мы с вами рас­смот­ре­ли два пер­вых, а теперь раз­бе­рем­ся с третьим:

Я УЧУ англий­ский уже год.

Как вы уже дога­ды­ва­е­тесь, что-то инте­рес­ное про­изой­дет и с ним при пере­во­де на англий­ский. Таким обра­зом, мы подо­шли к одной из самых наво­ро­чен­ных кон­струк­ций, но, вме­сте с тем, как ни стран­но это про­зву­чит, одной из самых лег­ко усво­я­е­мых детьми форм глаголов.

 

Нашли ошиб­ку?

Если вы нашли ошиб­ку или дру­гую про­бле­му, мы будем бла­го­дар­ны за ваше сообщение!
Есть несколь­ко раз­лич­ных вари­ан­тов, как это сделать:

  • Выде­ли­те текст с ошиб­кой, нажми­те соче­та­ние кла­виш CTRL+ENTER, в открыв­шем­ся окне опи­ши­те про­бле­му и отправь­те нам!
  • Напи­ши­те в ком­мен­та­ри­ях ниже о най­ден­ной проблеме
  • Вос­поль­зуй­тесь кон­такт формой