Английский язык — самоучитель, раскрываем секреты

Английский язык — самоучитель, раскрываем секреты
5 (100%) 2 votes

Таинственная книга для самостоятельного изучения иностранного языка – самоучитель – вызывает двойственное чувство недоверия и надежды. Подобные учебники широко представлены в Сети, используются преподавателями курсов, вузов, школ.

Однако свободное владение английским нельзя назвать широко распространенным явлением. В результате возникают сомнения в пользе книги. Изучить английский язык самоучитель поможет при грамотном подходе к занятиям, который предполагает:

  • учет собственного опыта (неудачи на курсах, проблемы с запоминанием слов, грамматических конструкций, трудности восприятия речи на слух или, напротив, легкость в обучении и свободное владение каким-нибудь европейским языком);
  • подбор подходящих пособий, основного и дополнительных;
  • разработку оптимального варианта прохождения уроков английского языка по самоучителю: периодичность, порядок освоения материала;
  • учет индивидуальных особенностей собственной личности.

английский язык лучший самоучитель

Преимущества самостоятельных занятий: мифы и реальность

Об основном плюсе изучения английского языка по книге-самоучителю создатели учебников, руководители курсов умалчивают. Причина – это преимущество имеет отношение не к области лингвистической науки, но к сфере психологии.

Самостоятельное освоение незнакомой языковой системы, комплекса неизвестных ранее грамматических, фонетических, лексических средств выражения чувств, мыслей высвобождает сильную часть личности, которая зарождается в раннем детстве и загоняется в глубины подсознания неправильным воспитанием, уроками, нравоучениями. Фраза «я сам» в устах малыша – ее проявление.

Постижение английского языка по самоучителю становится с этой точки зрения не только средством получения необходимых навыков общения, письма, но и способом вернуться к себе. Остальные преимущества самостоятельных занятий спорны:

  • разнообразие обучающих пособий вызывает растерянность, происходит выбор книги, которая оказывается бесполезной;
  • доступность самоучителей приводит к постоянному откладыванию занятий английским языком, бессистемному переходу от одного учебника к другому;
  • возникает необходимость самому планировать продолжительность, периодичность работы – требуется высокий уровень концентрации и дисциплины.

Основные виды самоучителей английского языка

Условно все предназначенные для самостоятельных занятий учебники можно разделить на 6 типов: традиционные, для развития разговорных навыков, с интенсивными методиками, авторским подходом, художественные книги-самоучители, написанные носителями языка пособия. Большинство из них снабжаются аудиоматериалами.

Работаем по стандарту

Самоучители с традиционным подходом к обучению построены с учетом образовательных стандартов для нелингвистических специальностей. Основной принцип  организации учебников – пошаговая подача материала от простого к сложному.

Каждый урок вводного курса постепенно знакомит с особенностями фонетической системы, интонации, грамматики. Для запоминания новой лексики составлены тексты и упражнения.

Где можно подобный самоучитель английского языка скачать:

Развиваем речевые навыки

Среди нацеленных на обучение разговорному английскому языку самоучителей выделяются книги Х.Г. Хофманна, М. Голденкова, В.Н. Крупнова.

Учебник Хофманна http://www.free-english-online.org/skachat-uchebniki был переведен с немецкого. Урок английского языка самоучителя – это текст и анализ грамматических, морфологических, словообразовательных форм. Некоторые упражнения представлены в виде кроссвордов. Комментарии к тексту – анализ особенностей словоупотребления лингвистических конструкций.

М. Голденкову http://begin-english.ru/biblio/ удалось составить ценное и одновременно остроумное пособие. Читатель узнает о своеобразии современного активного английского языка, наиболее употребительных идиомах, нюансах деловой переписки. Самоучитель В.Н. Крупнова представляет диалоги на популярные темы: музеи, банки, путешествия, шоппинг, спорт, Интернет, метро https://disk.yandex.ru/public/?hash=tItILYYorHtoJwrtEq5I0COGf/xg%2B6fLZ3Qchy7lE0k%3D (2010).

Обучаемся ускоренно

Интенсивные методики освоения английского языка отражает ряд пособий узкой тематической направленности. Подобные самоучители помогают специалистам – бухгалтерам, маркетологам, математикам, международникам – освоить за короткие сроки необходимый для профессиональной деятельности лексический, грамматический минимум. Например, «Деловой английский» С.А. Шевелевой http://www.correctenglish.ru/ebooks/textbooks/sheveleva/ знакомит с темами: бухгалтерский учет, банки, финансы, переговоры, деловой ужин.

В.А. Миловидов http://www.free-english-online.org/skachat-uchebniki предлагает пройти общий ускоренный курс обучения. Основной принцип – знакомство с новым материалом должно происходить параллельно с закреплением пройденного. Отличия интенсивного курса А.Н. Драгункина http://www.lang-lib.narod.ru/english-1.html – использование русифицированной транскрипции, разговорный стиль изложения материала, рекомендация запоминать слова в составе образцов (примеров).

Знакомимся с авторскими методиками

Н.В. Замяткин подчеркивает: в процессе постижения нового языка одновременно зарождается новое «я». Его оригинальный матричный подход к раскрытию тайн английской языковой системы http://www.correctenglish.ru/ebooks/textbooks/zamyatkin/ учитывает психологические трудности, которые возникают у обучающихся.

Н.В. Бодров http://www.lang-lib.narod.ru/english-1.html предлагает нестандартные приемы усвоения языковой системы: технику запоминания лексических единиц, грамматических конструкций, развития речевых навыков. Интересен совет автора не замечать своих ошибок. А.Н. Драгункин http://www.lang-lib.narod.ru/english-1.html раскрывает необычный путь освоения фонетической системы.

Чтение как обучение

Адаптированные по методу И. Франка романы, стихотворения, рассказы – это художественные книги-самоучители. Полностью сохраненный текст оригинала разбивается на отдельные части: с подсказками (переводом, лексико-грамматическими комментариями, транскрипцией) и без. Чтение позволяет освоить английский язык пассивно. Сайт http://frankbooks.ru/219/238/ предлагает купить подобные книги в электронных форматах. Здесь можно также скачать фрагмент интересного произведения.

Что предлагают носители языка

Учебник К.Э. Эккерсли делает акцент на разговорной и письменной речи https://vk.com/doc77569995_134588554?hash=3073d7d4a6dbbe28c2&dl=197a19e0f7aa4b26c7 (пособие состоит из 4 книг). Преимущества прохождения уроков английского языка по самоучителю – интересная подача материала, наличие юмористических историй, недостаток – скучные черно-белые иллюстрации.

Оксфордские учебники серии Headway также позволяют развить речевые навыки и помогают постепенно перейти от нулевого уровня владения языком к продвинутому. Обычно их используют преподаватели курсов, языковых школ. Однако можно скачать подобный самоучитель английского языка бесплатно http://dream.uz/ и применять во время самостоятельных занятий.

Организация занятий по самоучителю: пошаговая инструкция

Шаг1. Оцениваем опыт прошлого

Этап имеет первостепенное значение при неудачном опыте освоения английского языка. Необходимо конкретизировать все прошлые трудности постижения языковой системы и определить свой уровень знаний. Для этого стоит просмотреть тексты, грамматический материал в стандартном самоучителе или практическом пособии. При этом концентрировать внимание на упражнениях, выполнять их не нужно.

Недооценка собственных способностей вреднее переоценки. Полезнее вернуться назад в процессе обучения, чем создать иллюзию легкости освоения материала, потерять концентрацию на занятиях и, в итоге, распрощаться с мечтой о знании языка.

Шаг 2. Подбираем самоучитель

Свободно владеете любым европейским языком – рекомендуем сконцентрироваться на постижении новой языковой системы через чтение оригинальной литературы: сначала адаптированной по методу Франка, затем – без подсказок. Предварительно необходимо ознакомиться с фонетикой и грамматикой. Для этого подойдет предлагающий ускоренное обучение самоучитель.

Приступаете к постижению английского языка с нуля, при этом школьные знания немецкого или французского тоже можно назвать нулевыми – следует избегать учебников с интенсивными методиками. Возникнет лишний балласт знаний, который благополучно забудется.

Оптимальный вариант в этом случае – поочередное прохождение уроков по 2 самоучителям английского языка: традиционному и нацеленному на развитие разговорных навыков.

Начальный уровень владения английским языком предполагает знакомство с фонетикой, синтаксисом, словообразованием, морфологией. Освежить знания можно по любому самоучителю: стандартному, практическому курсу, для интенсивного обучения. Далее рекомендуется знакомство с пособиями, которые раскрывают авторские подходы, также чтение оригинальной литературы (с адаптацией по Франку).

Шаг 3. Планируем периодичность занятий

Основному принципу обучения – регулярности – необходимо следовать с учетом имеющихся возможностей. Пособия рекомендуют ежедневно уделять внимание постижению новой языковой системы. Причем временной промежуток занятий каждый автор указывает разный: от 15 минут до 3 часов.

Отсюда вывод: продолжительность работы с самоучителем английского языка устанавливается индивидуально.

Чтение текстов, анализ упражнений, заучивание правил, слов на даче каждое воскресение – это тоже следование принципу регулярности. Ломать жизнь ради свободного общения за границей, повышения на работе или чтения зарубежной литературы в подлиннике не стоит.

Главное – необходимо сохранять концентрацию во время самостоятельных уроков и помнить: собственный ум на первых порах яростно сопротивляется включению в незнакомую картину мира, которую постепенно открывает самоучитель английского языка.

Удержать внимание, избавиться от рассеянности, привыкнуть к незнакомому строю, звучанию речи поможет регулярное прослушивание диалогов, песен в промежутках между прохождением уроков. Непосредственно во время работы с материалом рекомендуется периодически делать массаж лица или дыхательные упражнения.

Поделись с друзьями:



Комментируем, обсуждаем: