Что собой представляют игровые технологии на уроках английского языка?

Игра как мето­ди­ка обу­че­ния исполь­зо­ва­лась с самых древ­них вре­мен. Если уче­ба вос­при­ни­ма­ет­ся как скуч­ный моно­тон­ный про­цесс, то игра харак­те­ри­зу­ет­ся актив­ным пове­де­ни­ем, пред­по­ла­га­ет вовле­че­ние эмо­ций, сорев­но­ва­тель­но­го эле­мен­та и интел­лек­ту­аль­но­го напряжения.

Что собой представляют игровые технологии на уроках английского языка? - 🇬🇧 Английский Язык

Сего­дня в обра­зо­ва­тель­ном про­цес­се при­ня­то гово­рить о таком явле­нии, как гей­ми­фи­ка­ция или внед­ре­ние эле­мен­тов игры в учеб­ный процесс.

Кро­ме того, в обра­зо­ва­нии посте­пен­но начи­на­ют исполь­зо­вать видеоигры.

Гей­ми­фи­ка­ция нача­ла раз­ви­вать­ся недав­но, но уже сей­час мож­но ска­зать, что она про­из­ве­ла насто­я­щую рево­лю­цию. Теперь ком­па­нии могут эко­но­мить на обра­зо­ва­нии сотруд­ни­ков до 70%, заме­няя тра­ди­ци­он­ные мето­ди­ки онлайн-заня­ти­я­ми. Уже сей­час в про­грам­му обу­че­ния сту­ден­тов по все­му миру вклю­чен хотя бы один онлайн-пред­мет, а к 2019 году пла­ни­ру­ет­ся пре­по­да­вать поло­ви­ну мате­ри­а­ла онлайн.

Что дума­ют обыч­ные люди о гей­ми­фи­ка­ции? Сто­ит начать с того, что 75% моло­де­жи — в той или иной сте­пе­ни гей­ме­ры. Из них 50% игра­ют регу­ляр­но, 25% — вре­мя от вре­ме­ни. Это нагляд­ное под­твер­жде­ние того, что ком­пью­тер­ные игры по-насто­я­ще­му нра­вят­ся людям. При­чем настоль­ко, что 80% опро­шен­ных заяви­ли, что с боль­шей охо­той зани­ма­лись бы уче­бой, если бы она про­хо­ди­ла в игро­вом формате.

Иссле­до­ва­ния пока­за­ли, что люди спо­соб­ны запо­ми­нать толь­ко 10% от про­чи­тан­ной инфор­ма­ции и 20% — от услы­шан­ной. Если пока­зать им кар­тин­ку и допол­нить её уст­ным объ­яс­не­ни­ем, то эта циф­ра воз­рас­та­ет до 30% про­цен­тов. Одна­ко фено­ме­наль­ные циф­ры (90%) дости­га­ют­ся толь­ко тогда, когда люди само­сто­я­тель­но выпол­ня­ют зада­ния, направ­лен­ные на обу­че­ние. В этом и состо­ит смысл видео­игр, и имен­но этим мож­но объ­яс­нить их успех.

Но сто­ит заме­тить, что дале­ко не все состав­ля­ю­щие игр мож­но исполь­зо­вать для обу­че­ния. Иссле­до­ва­ния пока­за­ли, что людям не понра­ви­лось сорев­но­вать­ся с дру­зья­ми, дарить друг дру­гу вир­ту­аль­ные подар­ки и напря­мую участ­во­вать в созда­нии сюже­та игры. В то же вре­мя опро­шен­ным при­шлись по вку­су кон­цеп­ция роста уров­ня с про­грес­сом,  очки за дости­же­ния или ана­ло­гич­ная им вир­ту­аль­ная валюта.

Совре­мен­ные игро­вые тех­но­ло­гии на уро­ках англий­ско­го язы­ка содер­жат бога­тые и мощ­ные воз­мож­но­сти не толь­ко для обу­че­ния моло­де­жи, но и уче­ни­ков всех воз­раст­ных групп. Ведь осо­бен­ность таких мето­дик заклю­ча­ет­ся в том, что участ­ни­ки рав­ны меж­ду собой и в игре нет таких поня­тий как учи­тель-уче­ник. При­чем наход­чи­вость, сооб­ра­зи­тель­ность и вовле­чен­ность в про­цесс порой явля­ют­ся более важ­ны­ми каче­ства­ми, чем позна­ния предмета.

Разновидности игровых технологий в английском

Боль­шин­ство игро­вых тех­но­ло­гий осно­ва­ны на ком­му­ни­ка­тив­ной мето­ди­ке обу­че­ния. Ведь наи­боль­ший эффект от про­цес­са дости­га­ет­ся за счет обще­ния веду­ще­го с участ­ни­ка­ми. Это осо­бен­но важ­но при рабо­те с уче­ни­ка­ми млад­ших клас­сов. Перед рас­смот­ре­ни­ем основ­ных тех­но­ло­гий и непо­сред­ствен­но самих игр, сле­ду­ет опре­де­лить, каки­ми кри­те­ри­я­ми харак­те­ри­зу­ет­ся игра.

Итак, обу­ча­ю­щая игра это:

- актив­ная деятельность

- моти­ва­ция уче­ни­ков без допол­ни­тель­но­го вли­я­ния ведущего

- вовле­че­ние инди­ви­ду­аль­ной и груп­по­вой деятельности

- раз­ви­тие интел­лек­ту­аль­ных и лич­ност­ных спо­соб­но­стей участников

- полу­че­ние удо­воль­ствия от процесса

Таким обра­зом, игро­вые тех­но­ло­гии на уро­ке англий­ско­го язы­ка явля­ют­ся началь­ной под­го­тов­кой уче­ни­ков к более слож­ным и про­дви­ну­тым уро­кам. Во вре­мя игры луч­ше все­го тре­ни­ро­вать рече­вую дея­тель­ность, что­бы выра­бо­тать у сту­ден­тов при­выч­ку гово­рить на англий­ском. Так­же игра созда­ет есте­ствен­ную при­чи­ну гово­рить и мыс­лить толь­ко на англий­ском, что явля­ет­ся допол­ни­тель­ной мотивацией.

Из выше­ска­зан­но­го мож­но сде­лать вывод, что цель обу­ча­ю­щей игры это:

  1. Фор­ми­ро­ва­ние и отра­бот­ка навы­ков Speaking и Listening.
  2. Раз­ви­тие лек­си­ки и фор­ми­ро­ва­ние базо­во­го сло­ва­ря для общения.
  3. Зна­ком­ство с англий­ским и англо­языч­ной культурой.
  4. Пре­одо­ле­ние язы­ко­во­го барьера.
  5. Гар­мо­нич­ное раз­ви­тие лек­си­ки и лич­ност­ных качеств студентов.
  6. Сня­тие эмо­ци­о­наль­но­го или интел­лек­ту­аль­но­го напря­же­ния во вре­мя обыч­но­го урока.
  7. Под­держ­ка моти­ва­ции учащихся.

Разновидности игровых технологий в английском

Лексические игры

Лек­си­че­ские игро­вые тех­но­ло­гии обу­че­ния англий­ско­му язы­ку спо­соб­ству­ют раз­ви­тию навы­ков гово­ре­ния, дик­ции и фор­ми­ру­ют базо­вый сло­варь. Дан­ный тип игр явля­ет­ся одним из наи­бо­лее попу­ляр­ных. Их осо­бен­ность заклю­ча­ет­ся в том, что участ­ни­ки фор­ми­ру­ют ситу­а­ции, при­бли­жен­ные к реаль­ным и прак­ти­ку­ют язык в есте­ствен­ной обста­нов­ке. При­ме­ры игр:

- «Поле чудес». Учи­тель зага­ды­ва­ет сло­во и гово­рит сколь­ко в нем букв. Уче­ни­ки зада­ют вопро­сы «Is this an object or living thing? Is there letter A?» и так далее.

- Дик­тан­ты по кар­тин­кам; зада­ния напо­до­бие «вста­вить про­пу­щен­ную бук­ву или целое сло­во в предложение».

- Игры с кар­тин­ка­ми такие как «Ассо­ци­а­тив­ный ряд» (пока­зы­ва­ет­ся несколь­ко кар­ти­нок с живот­ны­ми, и участ­ни­ки рас­ска­зы­ва­ют, что у них обще­го), что дела­ет кош­ка или соба­ка (при виде кар­тин­ки с живот­ным уче­ник гово­рит «Dog barks, cat growls» и т.д.).

- «Съе­доб­ное несъе­доб­ное», «кто быст­рее назо­вет, что изоб­ра­же­но на кар­тин­ке», «назвать цвет пред­ме­тов», «Составь фоторобот».

- «Шара­ды» — это одна из луч­ших клас­си­че­ских игр для раз­ви­тия английского.

- Ско­ро­го­вор­ки. Уче­ни­ки разу­чи­ва­ют ско­ро­го­вор­ки и сорев­ну­ют­ся меж­ду собой, кто луч­ше и без запи­нок про­из­не­сет ско­ро­го­вор­ку 7 раз.

Грамматические игры

Мно­гие игро­вые тех­но­ло­гии в обу­че­нии англий­ско­му язы­ку не ста­вят целью раз­ви­тие грам­ма­ти­ки, так как эту часть англий­ско­го луч­ше учить при помо­щи клас­си­че­ских мето­дик. Тем не менее, суще­ству­ют непло­хие игры для раз­ви­тия начи­на­ю­щих Grammar Skills.

- Кросс­ворд. Обыч­но состав­ля­ет­ся на дос­ке и раз­га­ды­ва­ет­ся все­ми уче­ни­ка­ми или же каж­до­му участ­ни­ку предо­став­ля­ет­ся свой кросс­ворд. При этом мож­но помо­гать друг дру­гу и обме­ни­вать­ся сове­та­ми. Бла­го­да­ря кросс­вор­ду хоро­шо запо­ми­на­ет­ся пра­во­пи­са­ние англий­ских слов.

- «The gates». Два уче­ни­ка сим­во­ли­зи­ру­ют воро­та, и участ­ни­ки зада­ют им вопро­сы. Если вопрос постав­лен грам­ма­ти­че­ски вер­но, уче­ни­ки гово­рят «The gates is open». Затем участ­ни­ку дает­ся один балл, и он может прой­ти даль­ше. При непра­виль­но постав­лен­ном вопро­се (упу­щен­ном гла­го­ле, артик­ле или непра­виль­ной поста­нов­ке) уче­ни­ки отве­ча­ют «The gates is closed».

- «20 вопро­сов». Один зага­ды­ва­ет сло­во, а дру­гой дол­жен отга­дать его, задав 20 вопро­сов, на кото­рые мож­но отве­тить толь­ко да или нет.

- «Chose the tense». Учи­тель пишет на дос­ке ряд пред­ло­же­ний, а уче­ни­ки долж­ны уга­дать, к како­му вре­ме­ни и зало­гу отно­сит­ся каж­дое из них. Напри­мер, «The house had been built years ago» — Past Perfect Passive.

Лексические игры

Игры для развития Reading

Для дошколь­ни­ков и детей началь­ных клас­сов игро­вая тех­но­ло­гия обу­че­ния на уро­ках англий­ско­го язы­ка для раз­ви­тия reading исполь­зу­ет­ся не так часто. Ведь при чте­нии от уче­ни­ка тре­бу­ет­ся вни­ма­ние и кон­цен­тра­ция, чего недо­ста­ет малень­ким детям.

- Composer. Учи­тель запи­сы­ва­ет боль­шое сло­во на дос­ке и уче­ни­ки долж­ны соста­вить из его букв новые фра­зы. Это упраж­не­ние учит быст­ро и чет­ко состав­лять зву­ко-бук­вен­ные соответствия.

- Моза­и­ка. Уче­ни­кам выда­ет­ся набор букв, напи­сан­ных на кар­точ­ках, и они соби­ра­ют из них новые слова.

- Метод Гле­на Дома­на. Для это­го потре­бу­ют­ся кар­точ­ки с изоб­ра­же­ни­ем, а так­же кар­точ­ки с экви­ва­лент­ны­ми им сло­ва­ми. Далее кар­точ­ки пере­ме­ши­ва­ют­ся, и уче­ни­ки рас­пре­де­ля­ют их в соот­вет­ствии со смыслом.

- Scrable. Клас­си­че­ская игра, кото­рая подой­дет как взрос­лым, так и детям. Отлич­но тре­ни­ру­ет сло­варь и отта­чи­ва­ет грам­ма­ти­че­ские навыки.

Грамматические игры

Творческие и ролевые игры

Твор­че­ская игро­вая тех­но­ло­гия на уро­ках англий­ско­го язы­ка под­ра­зу­ме­ва­ет исполь­зо­ва­ние цвет­ной одеж­ды, масок, мате­ри­а­лов, деко­ра­ций и мно­го­го дру­го­го. Такие игры пред­став­ля­ют собой живые сцен­ки, диа­ло­ги и целые спек­так­ли. Участ­ни­ки могут разыг­рать дея­тель­ность ком­мер­че­ской орга­ни­за­ции, боль­ни­цы, ресто­ра­на, мага­зи­на и т.д. При этом каж­до­му уче­ни­ку отда­ет­ся своя роль и обязанность.

- Ярмар­ка. Каж­дый участ­ник дол­жен про­дать свои това­ры веду­ще­му. Чем луч­ше участ­ник опи­шет товар, тем боль­ше шан­сов на покупку.

- «Что? Где? Когда?» Вари­ант куль­то­вой теле­пе­ре­да­чи мож­но разыг­рать на англий­ском язы­ке. Класс мож­но раз­де­лить на две коман­ды, кото­рым учи­тель выда­ет логи­че­ские загад­ки. Глав­ное пра­ви­ло – обсуж­де­ние долж­но вестись толь­ко на английском.

- Диа­ло­ги на осно­ве ска­зок, мульт­филь­мов и пере­дач. Сна­ча­ла клас­су демон­стри­ру­ет­ся неболь­шой фильм или пере­да­ча, а затем фор­ми­ру­ют­ся две коман­ды. После чего участ­ни­ки одной коман­ды зада­ют вопро­сы участ­ни­кам дру­гой и наоборот.

Основ­ная цель — про­вер­ка на пони­ма­ние язы­ко­во­го мате­ри­а­ла, совер­шен­ство­ва­ние лек­си­че­ских аспек­тов язы­ка, а так­же созда­ние сорев­но­ва­тель­ной атмо­сфе­ры, что­бы моти­ви­ро­вать уче­ни­ков на сотруд­ни­че­ство меж­ду собой.

https://www.youtube.com/watch?v=kNc_R-MK2‑0

Геймификация

Гей­ми­фи­ка­ция — отно­си­тель­но новое поня­тие, и её потен­ци­ал до сих пор рас­крыт не до конца.

Гей­ми­фи­ка­ция в целом — это при­ме­не­ние мето­дик, харак­тер­ных для игр (в основ­ном ком­пью­тер­ных) в не игро­вых про­цес­сах. Одна­ко в обра­зо­ва­нии она име­ет несколь­ко дру­гую спе­ци­фи­ку – исполь­зо­ва­ние видео­игр в учеб­ном процессе.

Эта мето­ди­ка нача­ла раз­ви­вать­ся недав­но, но уже сей­час мож­но ска­зать, что она про­из­ве­ла насто­я­щую рево­лю­цию. Теперь ком­па­нии могут эко­но­мить на обра­зо­ва­нии сотруд­ни­ков до 70%, заме­няя тра­ди­ци­он­ные мето­ди­ки онлайн-заня­ти­я­ми. Уже сей­час в про­грам­му обу­че­ния сту­ден­тов по все­му мирув­клю­чен хотя бы один онлайн-пред­мет, а к 2019 году пла­ни­ру­ет­ся пре­по­да­вать поло­ви­ну мате­ри­а­ла онлайн.

Что дума­ют обыч­ные люди о гей­ми­фи­ка­ции? Сто­ит начать с того, что 75% моло­де­жи — в той или иной сте­пе­ни гей­ме­ры, 50% игра­ют регу­ляр­но, 25% — вре­мя от вре­ме­ни. Это самое нагляд­ное под­твер­жде­ние того, что ком­пью­тер­ные игры по-насто­я­ще­му нра­вят­ся людям. При­чем настоль­ко, что 80% опро­шен­ных заяви­ли, что с боль­шей охо­той зани­ма­лись бы уче­бой, если бы она про­хо­ди­ла в игро­вом фор­ма­те. По боль­шей части людей при­вле­ка­ет имен­но моти­ва­ци­он­ная состав­ля­ю­щая игр: 60% хоте­ли бы иметь в реаль­ной жиз­ни дос­ку лиде­ров и систе­му поощ­ре­ния (бей­джи), а 89% зани­ма­лись бы сво­им делом охот­нее, если бы полу­ча­ли за каж­дое дости­же­ние очки.

Игры для развития Reading

Гей­ми­фи­ка­ция

Но эффек­ти­вен ли будет подоб­ный под­ход в обра­зо­ва­нии? Да! Иссле­до­ва­ния пока­за­ли, что люди спо­соб­ны запо­ми­нать толь­ко 10% от про­чи­тан­ной инфор­ма­ции и 20% — от услы­шан­ной. Если пока­зать им кар­тин­ку и допол­нить её уст­ным объ­яс­не­ни­ем, то эта циф­ра воз­рас­та­ет до 30% про­цен­тов. Одна­ко фено­ме­наль­ные циф­ры (90%) дости­га­ют­ся толь­ко тогда, когда люди само­сто­я­тель­но выпол­ня­ют зада­ния, направ­лен­ные на обу­че­ние. В этом и состо­ит смысл видео­игр, и имен­но этим объ­яс­ня­ет­ся их успех.

Сто­ит заме­тить, что дале­ко не все состав­ля­ю­щие игр мож­но исполь­зо­вать для обу­че­ния. Иссле­до­ва­ния пока­за­ли, что людям не понра­ви­лось сорев­но­вать­ся с дру­зья­ми, дарить друг дру­гу вир­ту­аль­ные подар­ки и напря­мую участ­во­вать в созда­нии сюже­та игры. В то же вре­мя опро­шен­ным при­шлись по вку­су кон­цеп­ция роста уров­ня с про­грес­сом,  очки за дости­же­ния или же ана­ло­гич­ная им вир­ту­аль­ная валюта.

Сло­во эдью­тей­н­мент зву­чит для нас пока еще непри­выч­но. Тем не менее, это одна из самых эффек­тив­ных мето­дик обу­че­ния, широ­ко исполь­зу­е­мая запад­ны­ми преподавателями.

Само сло­во edutainment про­изо­шло от сли­я­ния двух: education (обра­зо­ва­ние) и entertainment (раз­вле­че­ние). Эдью­тей­н­мент (рус­ские ресур­сы часто исполь­зу­ют гро­мозд­кое «обу­че­ние через игру») — мето­ди­ка, кото­рая дает воз­мож­ность соче­тать уче­бу и при­ят­ное вре­мя­пре­про­вож­де­ние. Это поня­тие появи­лось в 1948 году на сту­дии Уол­та Дис­нея, оно обо­зна­чи­ло обра­зо­ва­тель­ный мультсериал.

Актив­но исполь­зо­вать мето­ди­ку нача­ли лишь в 90‑х годах с появ­ле­ни­ем зна­ме­ни­той «Ули­цы Сезам», само­го пер­во­го попу­ляр­но­го при­ме­ра эдьютейнмента.

Когда вы учи­те англий­ский с помо­щью кар­то­чек — это эдью­тей­н­мент, и когда игра­е­те с малень­ким ребен­ком в «соро­ку-воров­ку» — это тоже он. С.В. Кув­ши­нов, дирек­тор ИНОТ, опре­де­ля­ет эдью­тей­н­мент так: «Учеб­ный про­цесс пре­вра­ща­ет­ся в собы­тие, актив­ное уча­стие, дей­ство для сту­ден­та, свое­об­раз­ный «экшн»…учебный про­цесс дол­жен быть собы­ти­ем, меди­а­те­ат­ром, при­чем не одно­го акте­ра (пре­по­да­ва­те­ля), – все участ­ву­ют в этой поста­нов­ке. Это и есть edutainment».

Заключение

В дан­ной ста­тье были крат­ко пред­став­ле­ны неко­то­рые игро­вые мето­ди­ки обу­че­ния. Без­услов­но, за гей­ми­фи­ка­ци­ей буду­щее обра­зо­ва­ния, одна­ко пока что не сто­ит пре­не­бре­гать клас­си­че­ской мето­ди­кой, посколь­ку игро­вые тех­но­ло­гии еще не достиг­ли того уров­ня, когда мож­но будет поло­жить­ся толь­ко на них и учить язык имен­но этим способом.

Нашли ошиб­ку?

Если вы нашли ошиб­ку или дру­гую про­бле­му, мы будем бла­го­дар­ны за ваше сообщение!
Есть несколь­ко раз­лич­ных вари­ан­тов, как это сделать:

  • Выде­ли­те текст с ошиб­кой, нажми­те соче­та­ние кла­виш CTRL+ENTER, в открыв­шем­ся окне опи­ши­те про­бле­му и отправь­те нам!
  • Напи­ши­те в ком­мен­та­ри­ях ниже о най­ден­ной проблеме
  • Вос­поль­зуй­тесь кон­такт формой