Возможно ли ускоренное изучение английского языка с гарантией?
Внимание! В тексте статьи прилагательное «английский» во всех случаях можно менять на прилагательные «испанский», «немецкий», «французский», «китайский» и так далее, включая «классический латинский».
Люди, которые сегодня уже занимаются английским языком с внуками (например, устраивая их в специализированные школы), прекрасно помнят, как именно обстояло дело с «инглиш», «френч» или с «дойч» в советской школе. Если характеристику тому обучению давать односложную, то – «плохо». Хотя исключения, конечно же, были.
Можно даже говорить о том, что изучение английского языка для подавляющего количества советских школьников, затем поступивших в высшие учебные заведения и ставших студентами (не факультетов «Романо-германская филология»), превратилось в некое долго продолжающееся, ставшее привычным и бессмысленным, занятие. Ритуал под названием «Я учу английский язык». Довольно безрадостный ритуал – на фоне остального «золотого миллиарда» и большей части «третьего мира», где практически все люди являются самое малое билингвами.
Неужели проблема в нашей неспособности к языкам? Или, все-таки, в обстоятельствах и неумении себя как следует замотивировать? Об этом тоже стоит поговорить со всем тщанием, ведь выражение «Хотеть – значит мочь!» отражает реальность как нельзя более адекватно. А, может быть, все дело в отсутствии правильной методики и владеющих ею преподавателей? Или действовал (действует) комплекс причин, что скорее всего? Столько вопросов…
Важно! Можно предположить, отчего массовое изучение английского (или иного иностранного) языка в СССР было столь неэффективным:
- несовершенные методики (обидно звучит для их разработчиков);
- плохой уровень преподавания (обидно звучит для учителей);
- отсутствие мотивации у изучавших язык (а зачем его изучать, если никогда не придется попасть за границу?).
И еще один вопрос: каким образом возможно исправить ситуацию?
Ситуация выправляется естественным образом и, зачастую, вне связи с уровнем преподавания английского языка. Современная мотивированная молодежь (знание английского – это вполне серьезное конкурентное преимущество, которое практически гарантированно конвертируется в удачную карьеру) его знает гораздо лучше своих сверстников даже из предыдущего поколения:
- особенно благодаря родителям, с детских лет отдающих своих чад в «английские» детские сады;
- особенно с учетом развития интернета и на порядки улучшившейся свободной коммуникацией между жителями разных стран;
- особенно при практическом отсутствии проблем с выездом за рубеж;
- особенно в условиях глобализации, когда перепутываются не только экономики и составляющие их бизнес-проекты, но и народы, свободно мигрирующие между стран;
- особенно благодаря онлайн-курсам и прочим активно развивающимся школам дистанционного и почти самостоятельного (или вполне самостоятельного) изучения английского языка;
- особенно… Перечень «Особенно» можно продолжить, но мысль ясна.
Уже переходит в самый дееспособный и самый продуктивный возраст поколение россиян — «граждан вселенной», для которых в одночасье сняться с места и ринуться в автостоп-авантюру хоть на другой конец планеты не есть приключение, а есть способ существования. Потому и не авантюра это, а просто – «…так захотелось. Интересно ведь!» Для них английский язык почти родной и владеют они им иногда получше самих носителей, то есть англосаксов.
Однако, это все лирика и предисловие к насущному для миллионов взрослых сограждан вопросу: возможно ли ускоренное изучение английского языка с гарантией?
Методы изучения английского языка (вступление)
Внимание! Нет и не может существовать методики изучения английского языка за несколько месяцев, сколь бы вас в этом ни убеждали многочисленные рекламные предложения. Тем более, если вам «гарантируют» успех при минимуме усилий и «…всего при часе занятий в сутки». Так не бывает потому, что так быть не может.
Что касается методик, то их существует такое разнообразие, что только краткий перечень займет массу времени. При этом «советская» метода преподавание с заучиванием модальных форм и другой «мертвой» грамматики благополучно забыта как одна из самых громоздких и неэффективных. Что ни в малейшей степени не умаляет значения грамматики, тут речь об ином – грамматика должна быть для лучшего и адекватного владения языком, а не для грамматики.
Для начала рассказа об основных методологических подходов при изучении английского языка давайте сразу прочитаем финальный абзац с выводом. Так интереснее – кто из нас не заглядывал на последние страницы детектива, только лишь почувствовав хитросплетение интриги? Поэтому резюме выносим в середины, ок?
Вывод! Традиционные и коммуникативные методики во многом противоположны, но дополняют друг друга. Если «коммуникативщик» и научается без боязни общаться с носителем языка, то грамматического совершенства его английский может достичь только со временем. «Традиционалист» предпочтет промолчать, если не уверен в правильности построения предложения; для него пресловутый «языковой барьер» пока еще не преодален. Общение на чужом языке для такого человека – серьезная работа с внутренним переводчиком. При большой разговорной практике с носителями языка постепенно появляется беглость, но на это уходят годы.
Учимся у детей? (отступление)
Как научается родному языку ребенок? Ведь к школе все малыши умеют болтать так, что не остановишь, при этом многие (и таких все больше) способны с легкостью оперировать конструкциями типа «Мне представляется – хотя я могу и ошибаться, — что разбитая чашка не стоит того, чтобы меня за это ставили в угол. Ведь это всего лишь посуда, как вы этого не понимаете?» Ну, и тому подобные перлы, на которые горазды очень многие детишки.
Ответ очевиден: поначалу детский мозг жадно впитывает огромное количество слышимых им слов и постепенно устанавливает связь между их звучанием и предметами, действиями и понятиями, которые эти звуки описывают. Затем он начинает воспринимать на интуитивном уровне особенности грамматики. А после этого вдруг происходит качественный скачок и маленький человек начинает полноценно (с поправкой на детское восприятие мира) общаться при помощи второй сигнальной системы. Такой естественный способ изучения английского языка бесплатно и без всяких усилий, увы, возможно применить только к ребенку. Например, к русскоязычному малышу которого отдают в англоязычный садик в стране пребывания, где «перемешаны» детки русскоязычные и анголоязычные.
Умение вербально отражать мир и взаимодействовать с миром – самое главное отличие человека от животных. То есть, имеем схему: словарный запас, нарабатываемый постепенно-ассоциативно плюс грамматика плюс качественный скачок, случающийся при превышении всем перечисленным некой критической массы. Инициируемый в том числе попытками воспринимать напечатанный текст (задействуется зрительная память). И этот скачок тем более ранний, чем лучше у ребенка слух. И иные психофизиологические особенности, которые получили трудно алгоритмизуемое определение «врожденная грамотность». А еще у нас в мозгу есть речевой центр, но это и вовсе иная история.
Важно! Давно замечено, что люди с музыкальным слухом очень легко учат английский язык. Особенно, если они очень много читают. А это чаще всего случается в условно интеллигентных семьях. Что совершенно не исключает такого явления, как самородки-полиглоты с гиперразвитым речевым центром (или чем там такая особенность объясняется).
Нам осталось осветить всего несколько тем, чтобы найти ответ на вопрос «Возможно ли ускоренное изучение английского языка с гарантией?»
- Что дает изучение английского языка (мотивировочный текст)
- Почему мы не хотим изучать английский язык или Лень-матушка
- Методы изучения английского языка (история вопроса и рекомендации для начинающих)
- Игровая форма изучения английского языка
- Самостоятельное изучение английского языка (или Изучение английского языка онлайн)
- Определение уровня знания английского языка.
На самом деле вся эта проблематика – пунктов может быть гораздо больше, но об этом подробнее поговорим позже – при знакомстве с ней реально помогает изучить английский язык взрослому человеку. Понимание того, почему организм сопротивляется и как с этим бороться – это необходимый инструментарий для тех, кто хочет наконец-то заговорить на языке «Вильяма нашего, понимаете ли, Шекспира» (С).
Если вы нашли ошибку или другую проблему, мы будем благодарны за ваше сообщение!
Есть несколько различных вариантов, как это сделать:
- Выделите текст с ошибкой, нажмите сочетание клавиш CTRL+ENTER, в открывшемся окне опишите проблему и отправьте нам!
- Напишите в комментариях ниже о найденной проблеме
- Воспользуйтесь контакт формой