Эффективное изучение английского языка

 

Возможно ли ускоренное изучение английского языка с гарантией? 

Вни­ма­ние! В тек­сте ста­тьи при­ла­га­тель­ное «англий­ский» во всех слу­ча­ях мож­но менять на при­ла­га­тель­ные «испан­ский», «немец­кий», «фран­цуз­ский», «китай­ский» и так далее, вклю­чая «клас­си­че­ский латинский».

Люди, кото­рые сего­дня уже зани­ма­ют­ся англий­ским язы­ком с вну­ка­ми (напри­мер, устра­и­вая их в спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ные шко­лы), пре­крас­но пом­нят, как имен­но обсто­я­ло дело с «инглиш», «френч» или с «дойч» в совет­ской шко­ле. Если харак­те­ри­сти­ку тому обу­че­нию давать одно­слож­ную, то – «пло­хо». Хотя исклю­че­ния, конеч­но же, были.

эффективное изучение английского языка

Мож­но даже гово­рить о том, что изу­че­ние англий­ско­го язы­ка для подав­ля­ю­ще­го коли­че­ства совет­ских школь­ни­ков, затем посту­пив­ших в выс­шие учеб­ные заве­де­ния и став­ших сту­ден­та­ми (не факуль­те­тов «Рома­но-гер­ман­ская фило­ло­гия»), пре­вра­ти­лось в некое дол­го про­дол­жа­ю­ще­е­ся, став­шее при­выч­ным и бес­смыс­лен­ным, заня­тие. Риту­ал под назва­ни­ем «Я учу англий­ский язык». Доволь­но без­ра­дост­ный риту­ал – на фоне осталь­но­го «золо­то­го мил­ли­ар­да» и боль­шей части «тре­тье­го мира», где прак­ти­че­ски все люди явля­ют­ся самое малое билингвами.

Неуже­ли про­бле­ма в нашей неспо­соб­но­сти к язы­кам? Или, все-таки, в обсто­я­тель­ствах и неуме­нии себя как сле­ду­ет замо­ти­ви­ро­вать? Об этом тоже сто­ит пого­во­рить со всем тща­ни­ем, ведь выра­же­ние «Хотеть – зна­чит мочь!» отра­жа­ет реаль­ность как нель­зя более адек­ват­но. А, может быть, все дело в отсут­ствии пра­виль­ной мето­ди­ки и вла­де­ю­щих ею пре­по­да­ва­те­лей? Или дей­ство­вал (дей­ству­ет) ком­плекс при­чин, что ско­рее все­го? Столь­ко вопросов…

Важ­но! Мож­но пред­по­ло­жить, отче­го мас­со­вое изу­че­ние англий­ско­го (или ино­го ино­стран­но­го) язы­ка в СССР было столь неэффективным:

  • несо­вер­шен­ные мето­ди­ки (обид­но зву­чит для их разработчиков);
  • пло­хой уро­вень пре­по­да­ва­ния (обид­но зву­чит для учителей);
  • отсут­ствие моти­ва­ции у изу­чав­ших язык (а зачем его изу­чать, если нико­гда не при­дет­ся попасть за границу?).

И еще один вопрос: каким образом возможно исправить ситуацию?

Ситу­а­ция выправ­ля­ет­ся есте­ствен­ным обра­зом и, зача­стую, вне свя­зи с уров­нем пре­по­да­ва­ния англий­ско­го язы­ка. Совре­мен­ная моти­ви­ро­ван­ная моло­дежь (зна­ние англий­ско­го – это вполне серьез­ное кон­ку­рент­ное пре­иму­ще­ство, кото­рое прак­ти­че­ски гаран­ти­ро­ван­но кон­вер­ти­ру­ет­ся в удач­ную карье­ру) его зна­ет гораз­до луч­ше сво­их сверст­ни­ков даже из преды­ду­ще­го поколения:

  • осо­бен­но бла­го­да­ря роди­те­лям, с дет­ских лет отда­ю­щих сво­их чад в «англий­ские» дет­ские сады;
  • осо­бен­но с уче­том раз­ви­тия интер­не­та и на поряд­ки улуч­шив­шей­ся сво­бод­ной ком­му­ни­ка­ци­ей меж­ду жите­ля­ми раз­ных стран;
  • осо­бен­но при прак­ти­че­ском отсут­ствии про­блем с выез­дом за рубеж;
  • осо­бен­но в усло­ви­ях гло­ба­ли­за­ции, когда пере­пу­ты­ва­ют­ся не толь­ко эко­но­ми­ки и состав­ля­ю­щие их биз­нес-про­ек­ты, но и наро­ды, сво­бод­но мигри­ру­ю­щие меж­ду стран;
  • осо­бен­но бла­го­да­ря онлайн-кур­сам и про­чим актив­но раз­ви­ва­ю­щим­ся шко­лам дистан­ци­он­но­го и почти само­сто­я­тель­но­го (или вполне само­сто­я­тель­но­го) изу­че­ния англий­ско­го языка;
  • осо­бен­но… Пере­чень «Осо­бен­но» мож­но про­дол­жить, но мысль ясна.

Уже пере­хо­дит в самый дее­спо­соб­ный и самый про­дук­тив­ный воз­раст поко­ле­ние рос­си­ян — «граж­дан все­лен­ной», для кото­рых в одно­ча­сье снять­ся с места и ринуть­ся в авто­стоп-аван­тю­ру хоть на дру­гой конец пла­не­ты не есть при­клю­че­ние, а есть спо­соб суще­ство­ва­ния. Пото­му и не аван­тю­ра это, а про­сто – «…так захо­те­лось. Инте­рес­но ведь!» Для них англий­ский язык почти род­ной и вла­де­ют они им ино­гда получ­ше самих носи­те­лей, то есть англосаксов.

Одна­ко, это все лири­ка и пре­ди­сло­вие к насущ­но­му для мил­ли­о­нов взрос­лых сограж­дан вопро­су: воз­мож­но ли уско­рен­ное изу­че­ние англий­ско­го язы­ка с гарантией?

Методы изучения английского языка (вступление)

Вни­ма­ние! Нет и не может суще­ство­вать мето­ди­ки изу­че­ния англий­ско­го язы­ка за несколь­ко меся­цев, сколь бы вас в этом ни убеж­да­ли мно­го­чис­лен­ные реклам­ные пред­ло­же­ния. Тем более, если вам «гаран­ти­ру­ют» успех при мини­му­ме уси­лий и «…все­го при часе заня­тий в сут­ки». Так не быва­ет пото­му, что так быть не может.

Что каса­ет­ся мето­дик, то их суще­ству­ет такое раз­но­об­ра­зие, что толь­ко крат­кий пере­чень зай­мет мас­су вре­ме­ни. При этом «совет­ская» мето­да пре­по­да­ва­ние с заучи­ва­ни­ем модаль­ных форм и дру­гой «мерт­вой» грам­ма­ти­ки бла­го­по­луч­но забы­та как одна из самых гро­мозд­ких и неэф­фек­тив­ных. Что ни в малей­шей сте­пе­ни не ума­ля­ет зна­че­ния грам­ма­ти­ки, тут речь об ином – грам­ма­ти­ка долж­на быть для луч­ше­го и адек­ват­но­го вла­де­ния язы­ком, а не для грамматики.

Для нача­ла рас­ска­за об основ­ных мето­до­ло­ги­че­ских под­хо­дов при изу­че­нии англий­ско­го язы­ка давай­те сра­зу про­чи­та­ем финаль­ный абзац с выво­дом. Так инте­рес­нее – кто из нас не загля­ды­вал на послед­ние стра­ни­цы детек­ти­ва, толь­ко лишь почув­ство­вав хит­ро­спле­те­ние интри­ги? Поэто­му резю­ме выно­сим в сере­ди­ны, ок?

Вывод! Тра­ди­ци­он­ные и ком­му­ни­ка­тив­ные мето­ди­ки во мно­гом про­ти­во­по­лож­ны, но допол­ня­ют друг дру­га. Если «ком­му­ни­ка­тив­щик» и науча­ет­ся без бояз­ни общать­ся с носи­те­лем язы­ка, то грам­ма­ти­че­ско­го совер­шен­ства его англий­ский может достичь толь­ко со вре­ме­нем. «Тра­ди­ци­о­на­лист» пред­по­чтет про­мол­чать, если не уве­рен в пра­виль­но­сти постро­е­ния пред­ло­же­ния; для него пре­сло­ву­тый «язы­ко­вой барьер» пока еще не пре­о­да­лен. Обще­ние на чужом язы­ке для тако­го чело­ве­ка – серьез­ная рабо­та с внут­рен­ним пере­вод­чи­ком. При боль­шой раз­го­вор­ной прак­ти­ке с носи­те­ля­ми язы­ка посте­пен­но появ­ля­ет­ся бег­лость, но на это ухо­дят годы.

Учимся у детей? (отступление)

Как науча­ет­ся род­но­му язы­ку ребе­нок? Ведь к шко­ле все малы­ши уме­ют бол­тать так, что не оста­но­вишь, при этом мно­гие (и таких все боль­ше) спо­соб­ны с лег­ко­стью опе­ри­ро­вать кон­струк­ци­я­ми типа «Мне пред­став­ля­ет­ся – хотя я могу и оши­бать­ся, — что раз­би­тая чаш­ка не сто­ит того, что­бы меня за это ста­ви­ли в угол. Ведь это все­го лишь посу­да, как вы это­го не пони­ма­е­те?» Ну, и тому подоб­ные пер­лы, на кото­рые гораз­ды очень мно­гие детишки.

Ответ оче­ви­ден: пона­ча­лу дет­ский мозг жад­но впи­ты­ва­ет огром­ное коли­че­ство слы­ши­мых им слов и посте­пен­но уста­нав­ли­ва­ет связь меж­ду их зву­ча­ни­ем и пред­ме­та­ми, дей­стви­я­ми и поня­ти­я­ми, кото­рые эти зву­ки опи­сы­ва­ют. Затем он начи­на­ет вос­при­ни­мать на инту­и­тив­ном уровне осо­бен­но­сти грам­ма­ти­ки. А после это­го вдруг про­ис­хо­дит каче­ствен­ный ска­чок и малень­кий чело­век начи­на­ет пол­но­цен­но (с поправ­кой на дет­ское вос­при­я­тие мира) общать­ся при помо­щи вто­рой сиг­наль­ной систе­мы. Такой есте­ствен­ный спо­соб изу­че­ния англий­ско­го язы­ка бес­плат­но и без вся­ких уси­лий, увы, воз­мож­но при­ме­нить толь­ко к ребен­ку. Напри­мер, к рус­ско­языч­но­му малы­шу кото­ро­го отда­ют в англо­языч­ный садик в стране пре­бы­ва­ния, где «пере­ме­ша­ны» дет­ки рус­ско­языч­ные и анголоязычные.

Уме­ние вер­баль­но отра­жать мир и вза­и­мо­дей­ство­вать с миром – самое глав­ное отли­чие чело­ве­ка от живот­ных. То есть, име­ем схе­му: сло­вар­ный запас, нара­ба­ты­ва­е­мый посте­пен­но-ассо­ци­а­тив­но плюс грам­ма­ти­ка плюс каче­ствен­ный ска­чок, слу­ча­ю­щий­ся при пре­вы­ше­нии всем пере­чис­лен­ным некой кри­ти­че­ской мас­сы. Ини­ци­и­ру­е­мый в том чис­ле попыт­ка­ми вос­при­ни­мать напе­ча­тан­ный текст (задей­ству­ет­ся зри­тель­ная память). И этот ска­чок тем более ран­ний, чем луч­ше у ребен­ка слух. И иные пси­хо­фи­зио­ло­ги­че­ские осо­бен­но­сти, кото­рые полу­чи­ли труд­но алго­рит­ми­зу­е­мое опре­де­ле­ние «врож­ден­ная гра­мот­ность». А еще у нас в моз­гу есть рече­вой центр, но это и вовсе иная история.

Важ­но! Дав­но заме­че­но, что люди с музы­каль­ным слу­хом очень лег­ко учат англий­ский язык. Осо­бен­но, если они очень мно­го чита­ют. А это чаще все­го слу­ча­ет­ся в услов­но интел­ли­гент­ных семьях. Что совер­шен­но не исклю­ча­ет тако­го явле­ния, как само­род­ки-поли­гло­ты с гипер­раз­ви­тым рече­вым цен­тром (или чем там такая осо­бен­ность объясняется).

Нам осталось осветить всего несколько тем, чтобы найти ответ на вопрос «Возможно ли ускоренное изучение английского языка с гарантией?»

  1. Что дает изу­че­ние англий­ско­го язы­ка (моти­ви­ро­воч­ный текст)
  2. Поче­му мы не хотим изу­чать англий­ский язык или Лень-матушка
  3. Мето­ды изу­че­ния англий­ско­го язы­ка (исто­рия вопро­са и реко­мен­да­ции для начинающих)
  4. Игро­вая фор­ма изу­че­ния англий­ско­го языка
  5. Само­сто­я­тель­ное изу­че­ние англий­ско­го язы­ка (или Изу­че­ние англий­ско­го язы­ка онлайн)
  6. Опре­де­ле­ние уров­ня зна­ния англий­ско­го языка.

На самом деле вся эта про­бле­ма­ти­ка – пунк­тов может быть гораз­до боль­ше, но об этом подроб­нее пого­во­рим поз­же – при зна­ком­стве с ней реаль­но помо­га­ет изу­чить англий­ский язык взрос­ло­му чело­ве­ку. Пони­ма­ние того, поче­му орга­низм сопро­тив­ля­ет­ся и как с этим бороть­ся – это необ­хо­ди­мый инстру­мен­та­рий для тех, кто хочет нако­нец-то заго­во­рить на язы­ке «Вилья­ма наше­го, пони­ма­е­те ли, Шекс­пи­ра» (С).

 

Нашли ошиб­ку?

Если вы нашли ошиб­ку или дру­гую про­бле­му, мы будем бла­го­дар­ны за ваше сообщение!
Есть несколь­ко раз­лич­ных вари­ан­тов, как это сделать:

  • Выде­ли­те текст с ошиб­кой, нажми­те соче­та­ние кла­виш CTRL+ENTER, в открыв­шем­ся окне опи­ши­те про­бле­му и отправь­те нам!
  • Напи­ши­те в ком­мен­та­ри­ях ниже о най­ден­ной проблеме
  • Вос­поль­зуй­тесь кон­такт формой