Существуют 2 основных способа, как выучить быстро английский текст — избирательный (логический) и сплошной (заучивание). Эти методы не всегда эффективны, так как объемы, сложность рассказа и научной монографии различаются.
При этом учитываются возрастные и индивидуальные особенности, которые обусловливают возможности при запоминании. Чтобы контролировать память в процессе обучения, стоит воспользоваться методикой механического заучивания.
Нюансы запоминания текстов на английском языке
Заучивание информации наизусть — задача, которую изначально воспринимают с отторжением. Эту особенность человек приобретает в процессе обучения, когда от него требуют понимания материала, а не повторения заученных фраз. На занятиях по английскому языку пересказ, наоборот, задают ежедневно.
Для постановки красивой речи тексты приходится заучивать подробно.
Чтобы избежать трудностей в процессе обучения, ученикам или студентам следует знать, как облегчить процесс запоминания с учетом особенностей возрастного развития.
Для школы или детского сада
В программах по обучению английскому языку с нуля используют несложные для запоминания тексты по 10–20 предложений, несмотря на то что детская память способна на большее. Заучить материал можно за 10–15 минут.
Нюансы:
- Упражнения делают вечером, после отдыха (для лучшего усвоения).
- Информацию предварительно переводят со словарем.
- Предложения читают медленно 2–3 раза.
- Материал пересказывают по частям, постепенно увеличивая количество абзацев.
- Утром информацию повторяют.
Если ребенок слишком загружен уроками, родители помогают освоить эффективные практики по заучиванию литературы.
Для университета
В программах английского, рассчитанных на студентов, встречаются объемные тексты. Задача усложняется тем, что лексика в них профессиональная, не всегда интуитивно понятная.
Нюансы:
- Упражнения делают после отдыха (17.00:20.00).
- Основное внимание уделяют незнакомым фразам.
- Информацию разбивают на логические части, заучивают их.
- Материал пересказывают не менее 3 раз.
- При необходимости составляют конспект.
Студентам проще заучивать английские тексты, так как они уже знают грамматику и могут очень быстро переводить предложения с родного языка.
Профессионалам
Заучивание презентаций и материалов в рабочих целях — сложная задача, особенно если профессия — юрист, актер или туристический гид. Чтобы запомнить текст наизусть, придется составить опорный план пересказа.
Нюансы:
- Упражнения повторяют в течение нескольких дней.
- Информацию разбивают на логические пункты, важные слова подчеркивают.
- Дополнительно делают шпаргалки-карточки (для выступления).
- Большие тексты повторяют по целым главам.
- Речь произносят только вслух.
Подготовительные мероприятия
Для реализации намерения важно настроить сознание на результат. Мотивацию используют только в позитивном ключе. В этом случае мозг активирует рабочую память, контролирует скорость выполнения задачи. Например, после учебы можно спланировать интересное мероприятие или встречу (прогулку, вкусный ужин, просмотр фильма).
Настраиваться на работу только из-за возможного неодобрения (плохой оценки, упрека со стороны слушателей) нельзя. Негатив угнетает и зацикливает сознание. В результате публичное чтение сопровождается ошибками и запинками.
Предварительная организация рабочего пространства помогает не отвлекаться на посторонние вещи. Литературу заучивают в полном одиночестве.
Заранее выключают телефон и компьютер. Отрывок для пересказа распечатывают на бумаге. Для работы потребуется подготовить словарь, тетрадь и ручку (маркеры), диктофон для самопроверки.
Полезные методики
Заучивание материала дается легко, если информации немного и она легкая для понимания (знакомые темы без углубленных отвлеченных высказываний).
Когда требуется подготовиться к публичному выступлению с речью, экзаменам или сдаче диссертации на английском, задача усложняется. В этом случае стоит воспользоваться отработанными методиками заучивания, эффективными способами автозапоминания информации за 10–30 минут.
Круговое повторение
Метод основан на пассивном запоминании периодически повторяемых предложений. Текст просматривают несколько раз, запоминают последовательность изложения и связь между синтаксическими конструкциями.
Далее перечитывают 1 абзац 3–5 раз, добавляют следующий и повторяют все сначала и так далее. По завершении цикла материал воспроизводят вслух. При путанице в предложениях круговое повторение начинают заново.
Включение подсознания
Метод практикуют перед сном днем или вечером. Упражнения начинают за 1 час до сна. Предложения читают медленно вслух, напрягая зрительную и слуховую память одновременно.
При достаточном сосредоточении в подсознании всплывает образ напечатанного текста и человеку остается воспроизвести его как есть. Далее каждое предложение (абзац) проговаривают про себя.
Здесь цикличность работает иначе: сначала включают слуховую память, затем зрительную. Для проверки методики достаточно воспроизвести информацию с закрытыми глазами вслух.
Визуализация
Для представления информации ее ассоциируют с динамичным сюжетом, у которого есть начало, кульминация и конец. Каждый из эпизодов отмечают разноцветными маркерами.
После логической разбивки текста переходят к отработке его частей. При чтении абзацев запоминают последовательность мысленных образов, возникающих в сознании. К дословному пересказу переходят после чтения и запоминания абзацев, отмеченных маркерами.
Использование логики
Метод сходен с визуализацией, только заучивание происходит с учетом последовательной связки предложений (что за чем идет и как соотносятся события).
Текст прорабатывают по абзацам. Каждому дают название, например, “вступление”, “диалог”, “мысли”, “конец”. При беглом просмотре заметок в голове выстраивается структура прочитанного сюжета. Далее каждый абзац читают 2 раза и повторяют по памяти до полного заучивания.
Схемы и рисунки
Текст разбивают на логические части, где заканчивается мысль изложения (чаще абзацы). Информацию представляют зарисовками, сокращенными обозначениями и стрелками.
При необходимости используют ключевые слова. Визуализацию производят последовательно, чтобы каждый рисунок можно было прочитать в соответствии с содержанием абзаца.
Повторение вслух
Метод используют студенты с развитым аудиальным восприятием. Текст записывают на диктофон и прослушивают в наушниках. По мере запоминания запись останавливают и проговаривают предложения по памяти.
Скорость заучивания материала зависит от качества начитки. Информацию следует диктовать с интонацией и паузами между абзацами. Метод используют для заучивания тем в поездках и даже во время сна.
Вопрос-ответ
Метод используют для подготовки к не дословному пересказу информации. После прочтения материала записывают вопросы, отражающие его содержание («Что?», «Где»?, «Когда»?, «Для чего»?).
С учетом этого плана составляют эссе. Раскрытие сюжета должно быть максимально приближенным к исходнику. Упрощенный вариант текста можно откорректировать, заменив сложные слова синонимами.
Составление плана
Метод предполагает переработку текста по предложениям или абзацам. Логическим блокам информации дают названия. План переносят на отдельный лист бумаги.
При беглом чтении оглавления должно быть понятно, о чем рассказывать. Информацию перечитывают несколько раз и переходят к устному изложению. Если текст не получается воспроизвести с 1 раза, оглавление дополняют подпунктами, формируя план пересказа.
“Снежный ком”
Метод предполагает последовательное заучивание предложений и абзацев. Сначала информацию анализируют, определяют основную идею, стилистику, интонацию при наличии диалогов с прямой речью.
Новые абзацы добавляют только после заучивания предыдущих. Причем их воспроизведение должно быть доведено до автоматизма — с любого слова в предложении.
Упрощенный пересказ
Метод эффективен при развитой зрительной памяти. Для запоминания информации составляют конспект, удобный для восприятия. Стилистика простая, предложения последовательные без потери идеи. При переделке текста удаляют лишнюю информацию, прямую речь преобразуют в косвенную. Материал повторяют вслух по абзацам.
Письменное изложение
Написанные от руки тексты очень хорошо запоминаются ввиду такого феномена, как механическая память. Информацию записывают на диктофон по абзацам.
После воспроизведения записи ее повторяют по памяти. Для запоминания информации требуется не более 5–10 прослушиваний. В целях самопроверки текст проговаривают вслух. Особое внимание уделяют предложениям-связкам, где допускают ошибки.
Использование стикеров
Метод используют для запоминания сложных конструкций. На стикерах записывают незнакомую лексику, обороты, наименования, даты и так далее. Закладки вклеивают в конспект. По мере заучивания цветные заметки становятся своеобразными маркерами для визуализации материала.
Общие советы и рекомендации по заучиванию английских текстов
Знание дословного перевода наизусть — залог быстрого запоминания информации в любых объемах. Некоторые части текста можно заменить конструкциями с похожим смыслом, если последовательность изложения будет нарушена.
Отдельно стоит поработать над произношением. Для этого текст копируют в онлайн-переводчик и включают опцию аудиопроигрывания. Это позволяет запомнить транскрипцию незнакомых слов, скорректировать интонацию, расставить акценты.
Материал рекомендуют повторить перед сном. В расслабляющей обстановке активизируется мозговая деятельность. Информация откладывается в памяти надолго.
Заученную речь на английском следует произнести перед зеркалом или оппонентом. Это позволит выявить слабые стороны спикера (дикция, акцент), проверить способность ориентирования по тексту в случае оговорок и запинаний.
При пересказе информации рекомендуется пробовать различные методики запоминания, подстраивать их под себя. Подход поможет студенту в будущем при подготовке к экзаменам.
Чтобы выучить текст на английском языке, потребуется 1–2 часа в зависимости от сложности и объема информации. Материал предварительно зачитывают и переводят, затем разбивают абзацы на логические блоки. После проработки информации можно приступать к автоматическому заучиванию предложений наизусть.
Если вы нашли ошибку или другую проблему, мы будем благодарны за ваше сообщение!
Есть несколько различных вариантов, как это сделать:
- Выделите текст с ошибкой, нажмите сочетание клавиш CTRL+ENTER, в открывшемся окне опишите проблему и отправьте нам!
- Напишите в комментариях ниже о найденной проблеме
- Воспользуйтесь контакт формой