Как выучить быстро английский текст: нюансы запоминания, подготовка, полезные методики, общие советы

Суще­ству­ют 2 основ­ных спо­со­ба, как выучить быст­ро англий­ский текст — изби­ра­тель­ный (логи­че­ский) и сплош­ной (заучи­ва­ние). Эти мето­ды не все­гда эффек­тив­ны, так как объ­е­мы, слож­ность рас­ска­за и науч­ной моно­гра­фии различаются.

При этом учи­ты­ва­ют­ся воз­раст­ные и инди­ви­ду­аль­ные осо­бен­но­сти, кото­рые обу­слов­ли­ва­ют воз­мож­но­сти при запо­ми­на­нии. Что­бы кон­тро­ли­ро­вать память в про­цес­се обу­че­ния, сто­ит вос­поль­зо­вать­ся мето­ди­кой меха­ни­че­ско­го заучивания.

Учим текст
Есть несколь­ко спо­со­бов для заучи­ва­ния текста.

Нюансы запоминания текстов на английском языке

Заучи­ва­ние инфор­ма­ции наизусть — зада­ча, кото­рую изна­чаль­но вос­при­ни­ма­ют с оттор­же­ни­ем. Эту осо­бен­ность чело­век при­об­ре­та­ет в про­цес­се обу­че­ния, когда от него тре­бу­ют пони­ма­ния мате­ри­а­ла, а не повто­ре­ния заучен­ных фраз. На заня­ти­ях по англий­ско­му язы­ку пере­сказ, наобо­рот, зада­ют ежедневно.

Для поста­нов­ки кра­си­вой речи тек­сты при­хо­дит­ся заучи­вать подробно.

Что­бы избе­жать труд­но­стей в про­цес­се обу­че­ния, уче­ни­кам или сту­ден­там сле­ду­ет знать, как облег­чить про­цесс запо­ми­на­ния с уче­том осо­бен­но­стей воз­раст­но­го развития.

Для школы или детского сада

В про­грам­мах по обу­че­нию англий­ско­му язы­ку с нуля исполь­зу­ют неслож­ные для запо­ми­на­ния тек­сты по 10–20 пред­ло­же­ний, несмот­ря на то что дет­ская память спо­соб­на на боль­шее. Заучить мате­ри­ал мож­но за 10–15 минут.

Нюан­сы:

  1. Упраж­не­ния дела­ют вече­ром, после отды­ха (для луч­ше­го усвоения).
  2. Инфор­ма­цию пред­ва­ри­тель­но пере­во­дят со словарем.
  3. Пред­ло­же­ния чита­ют мед­лен­но 2–3 раза.
  4. Мате­ри­ал пере­ска­зы­ва­ют по частям, посте­пен­но уве­ли­чи­вая коли­че­ство абзацев.
  5. Утром инфор­ма­цию повторяют.

Если ребе­нок слиш­ком загру­жен уро­ка­ми, роди­те­ли помо­га­ют осво­ить эффек­тив­ные прак­ти­ки по заучи­ва­нию литературы.

Для университета

В про­грам­мах англий­ско­го, рас­счи­тан­ных на сту­ден­тов, встре­ча­ют­ся объ­ем­ные тек­сты. Зада­ча услож­ня­ет­ся тем, что лек­си­ка в них про­фес­си­о­наль­ная, не все­гда инту­и­тив­но понятная.

Нюан­сы:

  1. Упраж­не­ния дела­ют после отды­ха (17.00:20.00).
  2. Основ­ное вни­ма­ние уде­ля­ют незна­ко­мым фразам.
  3. Инфор­ма­цию раз­би­ва­ют на логи­че­ские части, заучи­ва­ют их.
  4. Мате­ри­ал пере­ска­зы­ва­ют не менее 3 раз.
  5. При необ­хо­ди­мо­сти состав­ля­ют конспект.

Сту­ден­там про­ще заучи­вать англий­ские тек­сты, так как они уже зна­ют грам­ма­ти­ку и могут очень быст­ро пере­во­дить пред­ло­же­ния с род­но­го языка.

Профессионалам

Заучи­ва­ние пре­зен­та­ций и мате­ри­а­лов в рабо­чих целях — слож­ная зада­ча, осо­бен­но если про­фес­сия — юрист, актер или тури­сти­че­ский гид. Что­бы запом­нить текст наизусть, при­дет­ся соста­вить опор­ный план пересказа.

Нюан­сы:

  1. Упраж­не­ния повто­ря­ют в тече­ние несколь­ких дней.
  2. Инфор­ма­цию раз­би­ва­ют на логи­че­ские пунк­ты, важ­ные сло­ва подчеркивают.
  3. Допол­ни­тель­но дела­ют шпар­гал­ки-кар­точ­ки (для выступления).
  4. Боль­шие тек­сты повто­ря­ют по целым главам.
  5. Речь про­из­но­сят толь­ко вслух.

Подготовительные мероприятия

Для реа­ли­за­ции наме­ре­ния важ­но настро­ить созна­ние на резуль­тат. Моти­ва­цию исполь­зу­ют толь­ко в пози­тив­ном клю­че. В этом слу­чае мозг акти­ви­ру­ет рабо­чую память, кон­тро­ли­ру­ет ско­рость выпол­не­ния зада­чи. Напри­мер, после уче­бы мож­но спла­ни­ро­вать инте­рес­ное меро­при­я­тие или встре­чу (про­гул­ку, вкус­ный ужин, про­смотр фильма).

Настра­и­вать­ся на рабо­ту толь­ко из-за воз­мож­но­го неодоб­ре­ния (пло­хой оцен­ки, упре­ка со сто­ро­ны слу­ша­те­лей) нель­зя. Нега­тив угне­та­ет и зацик­ли­ва­ет созна­ние. В резуль­та­те пуб­лич­ное чте­ние сопро­вож­да­ет­ся ошиб­ка­ми и запинками.

Пред­ва­ри­тель­ная орга­ни­за­ция рабо­че­го про­стран­ства помо­га­ет не отвле­кать­ся на посто­рон­ние вещи. Лите­ра­ту­ру заучи­ва­ют в пол­ном одиночестве.

Зара­нее выклю­ча­ют теле­фон и ком­пью­тер. Отры­вок для пере­ска­за рас­пе­ча­ты­ва­ют на бума­ге. Для рабо­ты потре­бу­ет­ся под­го­то­вить сло­варь, тет­радь и руч­ку (мар­ке­ры), дик­то­фон для самопроверки.

Полезные методики

Заучи­ва­ние мате­ри­а­ла дает­ся лег­ко, если инфор­ма­ции немно­го и она лег­кая для пони­ма­ния (зна­ко­мые темы без углуб­лен­ных отвле­чен­ных высказываний).

Когда тре­бу­ет­ся под­го­то­вить­ся к пуб­лич­но­му выступ­ле­нию с речью, экза­ме­нам или сда­че дис­сер­та­ции на англий­ском, зада­ча услож­ня­ет­ся. В этом слу­чае сто­ит вос­поль­зо­вать­ся отра­бо­тан­ны­ми мето­ди­ка­ми заучи­ва­ния, эффек­тив­ны­ми спо­со­ба­ми авто­за­по­ми­на­ния инфор­ма­ции за 10–30 минут.

Круговое повторение

Метод осно­ван на пас­сив­ном запо­ми­на­нии пери­о­ди­че­ски повто­ря­е­мых пред­ло­же­ний. Текст про­смат­ри­ва­ют несколь­ко раз, запо­ми­на­ют после­до­ва­тель­ность изло­же­ния и связь меж­ду син­так­си­че­ски­ми конструкциями.

Далее пере­чи­ты­ва­ют 1 абзац 3–5 раз, добав­ля­ют сле­ду­ю­щий и повто­ря­ют все сна­ча­ла и так далее. По завер­ше­нии цик­ла мате­ри­ал вос­про­из­во­дят вслух. При пута­ни­це в пред­ло­же­ни­ях кру­го­вое повто­ре­ние начи­на­ют заново.

Повторение
Повто­ря­ем каж­дый абзац несколь­ко раз.

Включение подсознания

Метод прак­ти­ку­ют перед сном днем или вече­ром. Упраж­не­ния начи­на­ют за 1 час до сна. Пред­ло­же­ния чита­ют мед­лен­но вслух, напря­гая зри­тель­ную и слу­хо­вую память одновременно.

При доста­точ­ном сосре­до­то­че­нии в под­со­зна­нии всплы­ва­ет образ напе­ча­тан­но­го тек­ста и чело­ве­ку оста­ет­ся вос­про­из­ве­сти его как есть. Далее каж­дое пред­ло­же­ние (абзац) про­го­ва­ри­ва­ют про себя.

Здесь цик­лич­ность рабо­та­ет ина­че: сна­ча­ла вклю­ча­ют слу­хо­вую память, затем зри­тель­ную. Для про­вер­ки мето­ди­ки доста­точ­но вос­про­из­ве­сти инфор­ма­цию с закры­ты­ми гла­за­ми вслух.

Визуализация

Для пред­став­ле­ния инфор­ма­ции ее ассо­ци­и­ру­ют с дина­мич­ным сюже­том, у кото­ро­го есть нача­ло, куль­ми­на­ция и конец. Каж­дый из эпи­зо­дов отме­ча­ют раз­но­цвет­ны­ми маркерами.

После логи­че­ской раз­бив­ки тек­ста пере­хо­дят к отра­бот­ке его частей. При чте­нии абза­цев запо­ми­на­ют после­до­ва­тель­ность мыс­лен­ных обра­зов, воз­ни­ка­ю­щих в созна­нии. К дослов­но­му пере­ска­зу пере­хо­дят после чте­ния и запо­ми­на­ния абза­цев, отме­чен­ных маркерами.

Использование логики

Метод схо­ден с визу­а­ли­за­ци­ей, толь­ко заучи­ва­ние про­ис­хо­дит с уче­том после­до­ва­тель­ной связ­ки пред­ло­же­ний (что за чем идет и как соот­но­сят­ся события).

Текст про­ра­ба­ты­ва­ют по абза­цам. Каж­до­му дают назва­ние, напри­мер, “вступ­ле­ние”, “диа­лог”, “мыс­ли”, “конец”. При бег­лом про­смот­ре заме­ток в голо­ве выстра­и­ва­ет­ся струк­ту­ра про­чи­тан­но­го сюже­та. Далее каж­дый абзац чита­ют 2 раза и повто­ря­ют по памя­ти до пол­но­го заучивания.

Логика
Вос­поль­зуй­тесь сво­им логи­че­ским мыш­ле­ни­ем для запо­ми­на­ния текста.

Схемы и рисунки

Текст раз­би­ва­ют на логи­че­ские части, где закан­чи­ва­ет­ся мысль изло­же­ния (чаще абза­цы). Инфор­ма­цию пред­став­ля­ют зари­сов­ка­ми, сокра­щен­ны­ми обо­зна­че­ни­я­ми и стрелками.

При необ­хо­ди­мо­сти исполь­зу­ют клю­че­вые сло­ва. Визу­а­ли­за­цию про­из­во­дят после­до­ва­тель­но, что­бы каж­дый рису­нок мож­но было про­чи­тать в соот­вет­ствии с содер­жа­ни­ем абзаца.

Повторение вслух

Метод исполь­зу­ют сту­ден­ты с раз­ви­тым ауди­аль­ным вос­при­я­ти­ем. Текст запи­сы­ва­ют на дик­то­фон и про­слу­ши­ва­ют в науш­ни­ках. По мере запо­ми­на­ния запись оста­нав­ли­ва­ют и про­го­ва­ри­ва­ют пред­ло­же­ния по памяти.

Ско­рость заучи­ва­ния мате­ри­а­ла зави­сит от каче­ства начит­ки. Инфор­ма­цию сле­ду­ет дик­то­вать с инто­на­ци­ей и пау­за­ми меж­ду абза­ца­ми. Метод исполь­зу­ют для заучи­ва­ния тем в поезд­ках и даже во вре­мя сна.

Вопрос-ответ

Метод исполь­зу­ют для под­го­тов­ки к не дослов­но­му пере­ска­зу инфор­ма­ции. После про­чте­ния мате­ри­а­ла запи­сы­ва­ют вопро­сы, отра­жа­ю­щие его содер­жа­ние («Что?», «Где»?, «Когда»?, «Для чего»?).

С уче­том это­го пла­на состав­ля­ют эссе. Рас­кры­тие сюже­та долж­но быть мак­си­маль­но при­бли­жен­ным к исход­ни­ку. Упро­щен­ный вари­ант тек­ста мож­но откор­рек­ти­ро­вать, заме­нив слож­ные сло­ва синонимами.

Составление плана

Метод пред­по­ла­га­ет пере­ра­бот­ку тек­ста по пред­ло­же­ни­ям или абза­цам. Логи­че­ским бло­кам инфор­ма­ции дают назва­ния. План пере­но­сят на отдель­ный лист бумаги.

При бег­лом чте­нии оглав­ле­ния долж­но быть понят­но, о чем рас­ска­зы­вать. Инфор­ма­цию пере­чи­ты­ва­ют несколь­ко раз и пере­хо­дят к уст­но­му изло­же­нию. Если текст не полу­ча­ет­ся вос­про­из­ве­сти с 1 раза, оглав­ле­ние допол­ня­ют под­пунк­та­ми, фор­ми­руя план пересказа.

План рассказа
Для удоб­ства состав­ляй­те план текста.

“Снежный ком”

Метод пред­по­ла­га­ет после­до­ва­тель­ное заучи­ва­ние пред­ло­же­ний и абза­цев. Сна­ча­ла инфор­ма­цию ана­ли­зи­ру­ют, опре­де­ля­ют основ­ную идею, сти­ли­сти­ку, инто­на­цию при нали­чии диа­ло­гов с пря­мой речью.

Новые абза­цы добав­ля­ют толь­ко после заучи­ва­ния преды­ду­щих. При­чем их вос­про­из­ве­де­ние долж­но быть дове­де­но до авто­ма­тиз­ма — с любо­го сло­ва в предложении.

Упрощенный пересказ

Метод эффек­ти­вен при раз­ви­той зри­тель­ной памя­ти. Для запо­ми­на­ния инфор­ма­ции состав­ля­ют кон­спект, удоб­ный для вос­при­я­тия. Сти­ли­сти­ка про­стая, пред­ло­же­ния после­до­ва­тель­ные без поте­ри идеи. При пере­дел­ке тек­ста уда­ля­ют лиш­нюю инфор­ма­цию, пря­мую речь пре­об­ра­зу­ют в кос­вен­ную. Мате­ри­ал повто­ря­ют вслух по абзацам.

Письменное изложение

Напи­сан­ные от руки тек­сты очень хоро­шо запо­ми­на­ют­ся вви­ду тако­го фено­ме­на, как меха­ни­че­ская память. Инфор­ма­цию запи­сы­ва­ют на дик­то­фон по абзацам.

После вос­про­из­ве­де­ния запи­си ее повто­ря­ют по памя­ти. Для запо­ми­на­ния инфор­ма­ции тре­бу­ет­ся не более 5–10 про­слу­ши­ва­ний. В целях само­про­вер­ки текст про­го­ва­ри­ва­ют вслух. Осо­бое вни­ма­ние уде­ля­ют пред­ло­же­ни­ям-связ­кам, где допус­ка­ют ошибки.

На слух
Про­слу­ши­ва­ем запись с тек­стом для заучи­ва­ния несколь­ко раз.

Использование стикеров

Метод исполь­зу­ют для запо­ми­на­ния слож­ных кон­струк­ций. На сти­ке­рах запи­сы­ва­ют незна­ко­мую лек­си­ку, обо­ро­ты, наиме­но­ва­ния, даты и так далее. Заклад­ки вкле­и­ва­ют в кон­спект. По мере заучи­ва­ния цвет­ные замет­ки ста­но­вят­ся свое­об­раз­ны­ми мар­ке­ра­ми для визу­а­ли­за­ции материала.

Общие советы и рекомендации по заучиванию английских текстов

Зна­ние дослов­но­го пере­во­да наизусть — залог быст­ро­го запо­ми­на­ния инфор­ма­ции в любых объ­е­мах. Неко­то­рые части тек­ста мож­но заме­нить кон­струк­ци­я­ми с похо­жим смыс­лом, если после­до­ва­тель­ность изло­же­ния будет нарушена.

Отдель­но сто­ит пора­бо­тать над про­из­но­ше­ни­ем. Для это­го текст копи­ру­ют в онлайн-пере­вод­чик и вклю­ча­ют опцию аудио­про­иг­ры­ва­ния. Это поз­во­ля­ет запом­нить тран­скрип­цию незна­ко­мых слов, скор­рек­ти­ро­вать инто­на­цию, рас­ста­вить акценты.

Мате­ри­ал реко­мен­ду­ют повто­рить перед сном. В рас­слаб­ля­ю­щей обста­нов­ке акти­ви­зи­ру­ет­ся моз­го­вая дея­тель­ность. Инфор­ма­ция откла­ды­ва­ет­ся в памя­ти надолго.

Заучен­ную речь на англий­ском сле­ду­ет про­из­не­сти перед зер­ка­лом или оппо­нен­том. Это поз­во­лит выявить сла­бые сто­ро­ны спи­ке­ра (дик­ция, акцент), про­ве­рить спо­соб­ность ори­ен­ти­ро­ва­ния по тек­сту в слу­чае ого­во­рок и запинаний.

При пере­ска­зе инфор­ма­ции реко­мен­ду­ет­ся про­бо­вать раз­лич­ные мето­ди­ки запо­ми­на­ния, под­стра­и­вать их под себя. Под­ход помо­жет сту­ден­ту в буду­щем при под­го­тов­ке к экзаменам.

Что­бы выучить текст на англий­ском язы­ке, потре­бу­ет­ся 1–2 часа в зави­си­мо­сти от слож­но­сти и объ­е­ма инфор­ма­ции. Мате­ри­ал пред­ва­ри­тель­но зачи­ты­ва­ют и пере­во­дят, затем раз­би­ва­ют абза­цы на логи­че­ские бло­ки. После про­ра­бот­ки инфор­ма­ции мож­но при­сту­пать к авто­ма­ти­че­ско­му заучи­ва­нию пред­ло­же­ний наизусть.

Нашли ошиб­ку?

Если вы нашли ошиб­ку или дру­гую про­бле­му, мы будем бла­го­дар­ны за ваше сообщение!
Есть несколь­ко раз­лич­ных вари­ан­тов, как это сделать:

  • Выде­ли­те текст с ошиб­кой, нажми­те соче­та­ние кла­виш CTRL+ENTER, в открыв­шем­ся окне опи­ши­те про­бле­му и отправь­те нам!
  • Напи­ши­те в ком­мен­та­ри­ях ниже о най­ден­ной проблеме
  • Вос­поль­зуй­тесь кон­такт формой