Обучение чтению на английском языке: способы и методики, основные этапы, возможные сложности, полезные советы

Англий­ский язык явля­ет­ся одним из самых изу­ча­е­мых в мире. По дан­ным ста­ти­сти­ки, око­ло 1 млрд людей выби­ра­ют его как вто­рой ино­стран­ный. Тем, кто хочет начать обу­че­ние чте­нию на англий­ском язы­ке, мож­но сде­лать это само­сто­я­тель­но с помо­щью опи­сан­ных ниже мето­дик и правил.

Обучение чтению на английском языке
Для чте­ния на англий­ском язы­ке нуж­но запом­нить ряд правил.

Как научиться читать на английском языке с нуля

Изу­че­ние начи­на­ют со зна­ком­ства с алфа­ви­том, осно­ва­ми фоне­ти­ки, лек­си­ки и грам­ма­ти­ки. Исто­ри­че­ски англий­ский язык сфор­ми­ро­вал­ся так, что неко­то­рые сло­ва чита­ют­ся не так, как пишут­ся. Эта осо­бен­ность при­во­дит к тому, что для вер­но­го про­из­но­ше­ния необ­хо­ди­мо запом­нить ряд пра­вил и исключений.

Способы обучения и методики преподавания

Наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ные спо­со­бы и мето­ди­ки обучения.

Ассоциативный метод

В его осно­ве лежит ассо­ци­а­тив­ное мыш­ле­ние: при про­чте­нии сло­ва чело­век вспо­ми­на­ет соот­вет­ству­ю­щую ассо­ци­а­цию к нему. Осо­бен­но он под­хо­дит детям и людям с раз­ви­тым вооб­ра­же­ни­ем. Для это­го могут вспо­ми­нать­ся созвуч­ные сло­ва на рус­ском язы­ке. Напри­мер, англий­ское shoot (стре­лять) созвуч­но с рус­ским “шут”. Поэто­му это сло­во мож­но запом­нить так: “Шут стре­лял, но не попал”. Так­же в помощь нович­кам суще­ству­ет мно­же­ство дет­ских сти­хов, упро­ща­ю­щих запо­ми­на­ние и про­чте­ние слов бла­го­да­ря риф­ме: “Я в сло­ва­ре вче­ра нашел, что кук­ла по-англий­ски doll”.

Лексический

Он осно­вы­ва­ет­ся на запо­ми­на­нии как мож­но боль­ше­го чис­ла свя­зан­ных по смыс­лу слов и выра­же­ний, кото­рые часто исполь­зу­ют­ся в раз­го­вор­ной и пись­мен­ной речи. В част­но­сти, изу­чая суще­стви­тель­ные, сле­ду­ет обра­тить вни­ма­ние на при­ла­га­тель­ные, кото­рые с ними употребляются.

При­ме­ром тако­го под­хо­да явля­ют­ся и целост­ные кон­струк­ции I couldn’t agree more… (не могу не согла­сить­ся …), let me speak from my heart (раз­ре­ши­те мне ска­зать от чисто­го серд­ца …) и т.д., а так­же фра­зео­ло­гиз­мы to be busy as a bee (быть заня­тым как пче­ла), hungry as a hunter (голод­ный как охотник).

Лексический
Лек­си­че­ский спо­соб осно­вы­ва­ет­ся на запо­ми­на­нии слов.

Аудиолингвальный и аудиовизуальный

Пер­вая тех­но­ло­гия стро­ит­ся на мно­го­крат­ном про­слу­ши­ва­нии речи носи­те­лей язы­ка и повто­ре­нии за ними. Вто­рая осно­вы­ва­ет­ся на слу­хо­вом вос­при­я­тии инфор­ма­ции и ее после­ду­ю­щем соот­не­се­нии с визу­аль­ным рядом (кар­тин­ка­ми).

Метод погружения

Он явля­ет­ся одним из самых слож­ных и эффек­тив­ных. В соот­вет­ствии с ним весь про­цесс обу­че­ния про­ис­хо­дит на англий­ском. Очные уро­ки дол­жен вести носи­тель язы­ка, не зна­ю­щий русского.

Само­сто­я­тель­ное обу­че­ние по этой мето­ди­ке сто­ит начи­нать с англо­языч­ных сай­тов, про­чте­ния книг, газет и ново­стей на изу­ча­е­мом языке.

Этапы обучения

Обу­че­ние чте­нию по-англий­ски с нуля вклю­ча­ет сле­ду­ю­щие этапы.

Этап 1: Английский алфавит

Пер­вым эта­пом явля­ет­ся изу­че­ние англий­ско­го алфа­ви­та, т.к. это осно­ва любо­го язы­ка. Англий­ский алфа­вит состо­ит из 26 букв — 6 глас­ных и 20 соглас­ных. Зада­ча уче­ни­ков на этом эта­пе — выучить, как чита­ет­ся и пишет­ся каж­дая буква.

Английский алфавит
Изу­че­ние алфа­ви­та явля­ет­ся пер­вым этапом.

Этап 2: Основные правила чтения и важные нюансы

После пер­во­го эта­па мож­но при­сту­пать к про­чте­нию слов.

При этом сле­ду­ет учи­ты­вать сле­ду­ю­щие особенности:

  1. В англий­ском 44 зву­ка. 1 бук­ва может иметь несколь­ко зву­ков в зави­си­мо­сти от того, в каком сло­ге и в соче­та­нии с каки­ми бук­ва­ми она употребляется.
  2. Уда­ре­ние в длин­ных сло­вах, име­ю­щих 3 и более сло­га, и состав­ных при­ла­га­тель­ных полу­ча­ет­ся двой­ным, т.е. пода­ет на 2 сло­га. В этом слу­чае одна часть сло­ва зву­чит актив­нее, чем вторая.

Фонетическая система гласных звуков

Чте­ние и про­из­не­се­ние глас­ных букв зави­сят от того, закры­тый это слог или открытый.

Открытый слог

Он полу­ча­ет­ся, когда сло­во закан­чи­ва­ет­ся на глас­ную букву.

В этом слу­чае бук­вы чита­ют­ся так же, как зву­чат при про­чте­нии алфа­ви­та (кро­ме бук­вы Y):

  • A [eɪ] — came [keim] (при­шел);
  • E [i:] — me [miː] (мне);
  • I [ai] — bike [baɪk] (вело­си­пед);
  • O [əʊ] — tone [təʊn] (тон);
  • U [juː] — tube [tjuːb] (труб­ка);
  • Y [aɪ] — why [waɪ] (поче­му).
Открытый слог
Откры­тый слог — глас­ная бук­ва в кон­це слова.

Исклю­че­ния:

  1. U после зву­ков [r], [l], [dʒ] про­из­но­сит­ся как [u:] — rule [ruːl] (пра­ви­ло).
  2. Y в откры­том сло­ге чита­ет­ся как [aɪ] — by [baɪ] (око­ло), но в без­удар­ном поло­же­нии на кон­це сло­ва зву­чит как [i] — penny [ˈpenɪ] (пен­ни).
  3. E на кон­це сло­ва не чита­ет­ся — mile [maɪl] (миля).
  4. В неко­то­рых сло­вах-исклю­че­ни­ях бук­ва O зву­чит как [ʌ] — love [lʌv] (любовь), some [sʌm] (неко­то­рые) и др. Их нуж­но запомнить.

Закрытый

Если сло­во закан­чи­ва­ет­ся на соглас­ную, то это закры­тый слог.

Здесь глас­ные про­го­ва­ри­ва­ют­ся сле­ду­ю­щим образом:

  • A [æ] — hat [hæt] (шля­па);
  • E [e] — men [mæn] (муж­чи­ны);
  • I [i] — still [stɪl] (все еще);
  • O [ɔ] — sock [sɔk] (носок);
  • U [ʌ] — must [mʌst] (дол­жен);
  • Y [ɪ] — lyric [ˈlɪrɪk] (лири­че­ский).
Закрытый
Слог счи­та­ет­ся закры­тым, если сло­во закан­чи­ва­ет­ся на согласную.

Исклю­че­ние:

E, I, U, Y под уда­ре­ни­ем перед R чита­ют­ся как [ɜ:] — her [hɜː] (ее), birth [bɜːθ] (рож­де­ние).

Слоги с R

Соглас­ная R зву­чит как [r] перед глас­ны­ми — cry [kraɪ] (пла­кать), run [rʌn] (бежать).

Одна­ко в неко­то­рых слу­ча­ях она не читается:

  • на кон­це сло­ва — butter [ˈbʌtə] (сли­воч­ное мас­ло), teacher [ˈtiːʧə] (учи­тель);
  • перед соглас­ным — pearl [pɜːl] (жем­чу­жи­на);
  • перед немой E — store [stɔː] (мага­зин).

Но в аме­ри­кан­ском вари­ан­те про­из­но­ше­ния бук­ва R чита­ет­ся всегда.

Согласные звуки в английском языке

Соглас­ные в англий­ском име­ют сле­ду­ю­щие особенности:

  1. Неко­то­рые англий­ские зву­ки, напри­мер [l], [m], [n], [p], прак­ти­че­ски ана­ло­гич­ны рус­ским. Одна­ко про­из­но­сят­ся они более чет­ко, с боль­шим напря­же­ни­ем губ и аспирацией.
  2. Все соглас­ные в англий­ском твердые.
  3. Если сло­во закан­чи­ва­ет­ся на соглас­ный, он не оглушается.
Согласные звуки
Соглас­ные зву­ки ана­ло­гич­ны русским.

Англий­ские соглас­ные B, D, F, J, K, L, M, N, P, Q, S, T, V, Z чита­ют­ся так, как напи­са­ны в алфавите.

Наи­боль­шие труд­но­сти при про­чте­нии вызы­ва­ют бук­вы, име­ю­щие несколь­ко звуков:

  1. С перед I, Y, E зву­чит как [s] — center [ˈsentə] (центр), civil [sɪvl] (граж­дан­ский), но перед соглас­ны­ми, A, O, U и на кон­це сло­ва чита­ет­ся как [k] — carpet [ˈkɑːpɪt] (ковер), credit [ˈkredɪt] (кре­дит), mic [mɪk] (мик­ро­фон).
  2. G перед соглас­ны­ми, А, О, U и на кон­це сло­ва про­из­но­сит­ся как [g] — good [gʊd] (хоро­ший), great [greɪt] (отлич­ный), pig [pɪg] (сви­нья), но перед I, Y, E зву­чит как [ʤ] — gym [ʤɪm] (тре­на­жер­ный зал), giraffe [ʤɪˈrɑːf] (жираф).
  3. H чита­ет­ся как [h] перед глас­ны­ми — house [haʊs (дом), но явля­ет­ся непро­из­но­си­мой в неко­то­рых сло­вах, кото­рые нуж­но запом­нить, — hour [ˈaʊə] (час), honest [ˈɒnɪst] (честь) и др.
  4. W зву­чит как [w] — wine [waɪn] (вино), но не чита­ет­ся на кон­це сло­ва — widow [ˈwɪdəʊ] (вдо­ва), перед H и R — whose [huːz] (чей), wrong [rɒŋ] (непра­виль­ный).
  5. X про­из­но­сит­ся как [ks] — six [sɪks] (шесть), но в сло­вах, начи­на­ю­щих­ся на ex‑, перед удар­ной глас­ной чита­ет­ся как [gz] — example [ɪgˈzɑːmpl].

Буквосочетания гласных

При обу­че­нии чте­нию необ­хо­ди­мо знать, как про­из­но­сят­ся сле­ду­ю­щие соче­та­ния удво­ен­ных гласных:

  1. Oo зву­чит как [u:] перед соглас­ны­ми — cool [kuːl] (кру­той), но перед R слы­шит­ся звук [ʊə] — boor [bʊə] (хам), poor [pʊə] (бед­ный).
  2. Eе чита­ет­ся как [i:] — knee [niː] (коле­но), но перед R про­из­но­сит­ся как [ɪə] — deer [dɪə] (олень), peer [pɪə] (рав­ный).

Кро­ме того, бук­ва Y перед глас­ны­ми в нача­ле сло­га чита­ет­ся как соглас­ный [j] — yes [jes] (да).

Дифтонги

Дифтон­га­ми назы­ва­ют соче­та­ние 2 глас­ных зву­ков, кото­рое про­из­но­сит­ся слит­но. При этом одна часть тако­го зву­ка более актив­ная, чем вторая.

Дифтонги
Дифтон­ги — соче­та­ние двух гласных.

В англий­ском раз­ли­ча­ют 8 дифтонгов:

  • [ai] — обра­зу­ет­ся у букв I и Y в откры­том сло­ге — by [baɪ] (око­ло), tiny [ˈtaɪnɪ] — крошечный;
  • [ei] — появ­ля­ет­ся в соче­та­ни­ях ai и ay — way [weɪ] (путь);
  • [ɔi] — про­из­но­сит­ся в сло­вах с oi — coin [kɔɪn] (моне­та);
  • [au] — обра­зу­ет­ся в соче­та­нии ou — shout [ʃaʊt] (крик);
  • [əu] — чита­ет­ся в сло­вах с ou, ow, ao — road [rəʊd] (доро­га), soul [səʊl] (душа);
  • [iə] — появ­ля­ет­ся в соче­та­ни­ях ear, ere — here [hɪə] (здесь), dear [dɪə] (доро­гой);
  • [eə] — наблю­да­ет­ся в сло­вах с air, are — hair [heə] (воло­сы), care [keə] (забо­тить­ся);
  • [uə] — про­из­но­сит­ся в соче­та­ни­ях ure, oor — pure [pjʊə] (чистый), poor [pʊə] (бед­ный).

Комбинации гласных и согласных

Неко­то­рые зву­ки, обра­зу­ю­щи­е­ся в ком­би­на­ции глас­ных и согласных:

  • [kw] — соче­та­ние Q и U — quality [ˈkwɒlɪtɪ] (каче­ство);
  • [aɪ] — I, G, H — light [laɪt] (свет);
  • [ʧə] — T, U, R, E — feature [ˈfiːʧə] (осо­бен­ность);
  • [ʃn] — T, I, O, N или S, I, O, N — revolution [revəˈluːʃn] (рево­лю­ция);
  • [ɔː] — O, U, G, H — thought [θɔːt] (думал).

Транскрипция звуков

Реша­ю­щее зна­че­ние для пра­виль­но­го чте­ния англий­ских слов име­ет тран­скрип­ция. С помо­щью спе­ци­аль­ных знач­ков и сим­во­лов она пока­зы­ва­ет, как пра­виль­но про­из­но­сить зву­ки, на какой слог ста­вить уда­ре­ние, какие бук­вы в сло­ве не чита­ют­ся, и т.д.

Транскрипция звуков
Тран­скрип­ция зву­ков нуж­на для пра­виль­но­го чтения.

Основ­ные осо­бен­но­сти англий­ской транскрипции:

  1. Каж­дый звук обо­зна­ча­ет­ся спе­ци­аль­ным знач­ком, кото­рый необ­хо­ди­мо запомнить.
  2. Основ­ное уда­ре­ние фор­ми­ру­ет­ся как апо­строф и ста­вит­ся перед удар­ной глас­ной, вто­ро­сте­пен­ное в длин­ных сло­вах — как запятая.
  3. Глас­ные в англий­ском язы­ке могут про­из­но­сить­ся быст­ро или рас­тя­ги­вать­ся. Для обо­зна­че­ния дол­гих зву­ков в тран­скрип­ции исполь­зу­ет­ся двоеточие.
  4. Тран­скрип­ция запи­сы­ва­ет­ся в квад­рат­ных скоб­ках или слешах.

Этап 3: Прочтение односложных слов

После зна­ком­ства с пра­ви­ла­ми про­из­но­ше­ния мож­но при­сту­пать к про­чте­нию про­стых слов, состо­я­щих из 1–2 сло­гов, а потом и корот­ких диа­ло­гов, песен и текстов.

Нович­кам луч­ше исполь­зо­вать адап­ти­ро­ван­ные учеб­ни­ки, содер­жа­щие подроб­ный пере­вод и сло­варь с тран­скрип­ци­ей или картинками.

Хоро­шим под­спо­рьем будет исполь­зо­ва­ние спе­ци­аль­ных обу­ча­ю­щих сай­тов для начи­на­ю­щих. Такие ресур­сы содер­жат боль­шой объ­ем инте­рес­ных упраж­не­ний, игр и тестов для детей и взрос­лых. Кро­ме того, нович­кам будут полез­ны аудио- и видео­фай­лы, т.к. они дают воз­мож­ность послу­шать, как пра­виль­но чита­ют­ся слова.

Этап 4: Переход к более сложным произведениям

Рас­ши­рив свой сло­вар­ный запас и зна­ния грам­ма­ти­ки, мож­но пере­хо­дить к про­чте­нию более слож­ных тек­стов и ста­тей, газет и жур­на­лов на английском.

Переход
При рас­ши­ре­нии сло­вар­но­го запа­са мож­но пере­хо­дить к слож­ным произведениям.

Возможные сложности и проблемы

При изу­че­нии любо­го язы­ка с нуля могут воз­ник­нуть неко­то­рые слож­но­сти. Пра­ви­ла чте­ния в англий­ском нель­зя назвать лег­ки­ми. В отли­чие от рус­ско­го, где прак­ти­че­ски все бук­вы чита­ют­ся так же, как и пишут­ся, здесь суще­ству­ет мно­го осо­бен­но­стей про­из­но­ше­ния и исклю­че­ний. Что­бы не путать­ся в пра­ви­лах, в нача­ле обу­че­ния про­ще запо­ми­нать отдель­ные сло­ва и рече­вые конструкции.

Поз­же по ана­ло­гии с ними вы буде­те уга­ды­вать, как чита­ют­ся похо­жие сло­ва, а затем посте­пен­но изу­чи­те все правила.

Полезные советы и общие рекомендации

Начи­на­ю­щим обу­че­ние могут при­го­дить­ся сле­ду­ю­щие советы:

  1. Фор­ми­руй­те свой сло­вар­ный запас. Чем боль­ше слов вы запом­ни­те, тем быст­рее научи­тесь читать тексты.
  2. Для пра­виль­но­го про­чте­ния слов поль­зуй­тесь сло­ва­рем с транскрипцией.
  3. В уро­ках англий­ско­го важ­на систем­ность неза­ви­си­мо от того, зани­ма­е­тесь вы само­сто­я­тель­но или с преподавателем.
  4. Читай­те вслух. Так вы не толь­ко научи­тесь пра­виль­но про­го­ва­ри­вать сло­ва, но и луч­ше запом­ни­те их.
  5. Пере­ска­зы­вай­те тексты.
  6. Если у вас воз­ник­ли затруд­не­ния, обра­ти­тесь к репе­ти­то­ру или попро­буй­те най­ти ответ на обу­ча­ю­щих сайтах.

Скороговорки

Они очень полез­ны для тре­ни­ров­ки рече­во­го аппа­ра­та. Сти­хо­твор­ная фор­ма спо­соб­ству­ет быст­ро­му запо­ми­на­нию слов и выра­же­ний, а мно­го­крат­ное повто­ре­ние раз­ных зву­ков научит вас чет­ко про­го­ва­ри­вать их.

Умение слышать речь

Одним из самых важ­ных и слож­ных момен­тов в изу­че­нии язы­ка явля­ет­ся уме­ние слы­шать и пони­мать англий­скую речь. В этом вам могут помочь аудио­ма­те­ри­а­лы с дуб­ли­ро­ван­ным тек­стом, видео­кли­пы, мульт­филь­мы и филь­мы с субтитрами.

Работа над произношением

Что­бы улуч­шить англий­ское про­из­но­ше­ние, необ­хо­ди­мо изу­чить основ­ные пра­ви­ла фоне­ти­ки и уде­лить боль­шое вни­ма­ние прак­ти­ке. Не сто­ит боять­ся ска­зать невер­но или смеш­но, ведь мож­но достичь хоро­ших резуль­та­тов, лишь рабо­тая над собой.

Правильность озвучивания фраз

При озву­чи­ва­нии фраз уде­ляй­те вни­ма­ние не толь­ко пра­виль­но­му упо­треб­ле­нию слов, но и поряд­ку слов в пред­ло­же­нии и соот­вет­ству­ю­щей инто­на­ции. Исполь­зуй­те раз­го­вор­ни­ки для про­из­но­ше­ния наи­бо­лее попу­ляр­ных выражений.

Нашли ошиб­ку?

Если вы нашли ошиб­ку или дру­гую про­бле­му, мы будем бла­го­дар­ны за ваше сообщение!
Есть несколь­ко раз­лич­ных вари­ан­тов, как это сделать:

  • Выде­ли­те текст с ошиб­кой, нажми­те соче­та­ние кла­виш CTRL+ENTER, в открыв­шем­ся окне опи­ши­те про­бле­му и отправь­те нам!
  • Напи­ши­те в ком­мен­та­ри­ях ниже о най­ден­ной проблеме
  • Вос­поль­зуй­тесь кон­такт формой