5 форматов обучения языку: что лучше?

Welcome Back To School Chalkboard

Выучить англий­ский — побыст­рее, поде­шев­ле, поудоб­ней и с мень­ши­ми затра­та­ми вре­ме­ни — ста­но­вит­ся все более акту­аль­ной темой. У каж­до­го учи­те­ля свой метод, а у уча­щих­ся свои запро­сы. Подоб­ные темы я уже затра­ги­ва­ла в неко­то­рых ста­тьях. В част­но­сти, обра­ща­ла вни­ма­ние чита­те­лей на то, что пас­сив­ное про­слу­ши­ва­ние англо­языч­ных запи­сей не научит вас бег­ло гово­рить, имен­но поэто­му я отдель­но рас­смат­ри­ва­ла эффек­тив­ность под­ка­стов и дава­ла реко­мен­да­ции по рабо­те с ними.

 

На сво­ем соб­ствен­ном опы­те изу­че­ния ино­стран­но­го язы­ка и пре­по­да­ва­ния я рас­ска­за­ла, поче­му выучить 100 слов за 10 минут нере­аль­но, поче­му для изу­че­ния язы­ка все-таки нужен пре­по­да­ва­тель, жела­тель­но хоро­ший, как оце­нить эффек­тив­ность заня­тий язы­ком, рас­пла­ни­ро­вать свою само­сто­я­тель­ную рабо­ту и най­ти вре­мя на уро­ки. Сего­дня мне хоте­лось бы рас­ска­зать о пяти основ­ных фор­ма­тах изу­че­ния язы­ка, их рас­цен­ках и эффек­тив­но­сти. Без­услов­но, мой спи­сок мож­но допол­нить и рас­ши­рить, но пока что вот основ­ные пять:

  1. Заня­тия в груп­пе: Такой вари­ант наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ный и при­ем­ле­мый по цене. Долж­на заме­тить, что во мно­гом дина­ми­ка рабо­ты в груп­пе зави­сит от пре­по­да­ва­те­ля. Читать и пере­во­дить научит Вас читать и пере­во­дить, но не гово­рить. Хотя, воз­мож­но, Вы пре­сле­ду­е­те имен­но такую цель. Эффек­тив­ность рабо­ты в груп­пе зави­сит и от настроя уча­щих­ся. Я мно­го рабо­та­ла в груп­пах и могу ска­зать, что если в груп­пе все из уро­ка в урок выпол­ня­ют зада­ния и посто­ян­но посе­ща­ют заня­тия, то Вы оста­не­тесь доволь­ны. Если это груп­па “лоды­рей и туне­яд­цев” (такие тоже быва­ют) или очень заня­тых людей, то в такой груп­пе Вы вряд ли научи­тесь чему-нибудь. Поло­жи­тель­ный опыт так­же зави­сит от цели: груп­па по под­го­тов­ке к меж­ду­на­род­но­му экза­ме­ну будет более целе­устрем­лен­ной, хотя если в этой груп­пе толь­ко два-три чело­ве­ка, то луч­ше поис­кать кур­сы посо­лид­ней или занять­ся част­ны­ми уро­ка­ми.
  2. Част­ные уро­ки с рус­ско­языч­ным учи­те­лемТакие заня­тия при­не­сут резуль­тат толь­ко в том слу­чае, если Вы рабо­та­е­те с опыт­ным пре­по­да­ва­те­лем. Поин­те­ре­суй­тесь у уча­щих­ся, насколь­ко эффек­тив­ны мето­ды это­го учи­те­ля. Если Вам ска­жут: “Да, очень. Мы уже на тре­тьем уровне”, — то Вам луч­ше поис­кать кого-то дру­го­го. Эффек­тив­ность рабо­ты репе­ти­то­ра не зави­сит от того, на какой “уро­вень учеб­ни­ка” пере­шел уче­ник и сколь­ко слов он выучил. Эффек­тив­ность про­ве­ря­ет­ся очень про­сто — достиг ли уча­щий­ся сво­ей цели. Если он хотел научить­ся гово­рить, может ли он гово­рить, спу­стя 6–8 меся­цев или после года заня­тий? Рус­ско­языч­ный пре­по­да­ва­тель может объ­яс­нить раз­ли­чие в про­из­но­ше­нии, грам­ма­ти­ке и т.п., но если он не может научить Вас гово­рить, то тогда нуж­но искать кого-то дру­го­го… Или начать кни­гу чет­вер­то­го уров­ня.
  3. Част­ные уро­ки с англо­языч­ным пре­по­да­ва­те­лемТакие заня­тия могут быть эффек­тив­ны­ми, толь­ко если Вы рабо­та­е­те с про­фес­си­о­на­лом и если Вы вре­мя от вре­ме­ни воз­вра­ща­е­тесь к рус­ско­языч­но­му пре­по­да­ва­те­лю для “рабо­ты над ошиб­ка­ми”. При­зна­юсь, что сей­час очень мно­го попу­ляр­ных кур­сов англий­ско­го язы­ка и клу­бов, пре­иму­ще­ствен­но бес­плат­ных, кото­рые ведут “аме­ри­кан­цы” — пред­ста­ви­те­ли раз­лич­ных про­фес­сий. Заня­тия с ними будут эффек­тив­ны­ми толь­ко под руко­вод­ством мето­ди­ста. У меня был опыт про­ве­де­ния так назы­ва­е­мых “бинар­ных” уро­ков в груп­пе с носи­те­лем язы­ка. В таких слу­ча­ях резуль­та­ты были потря­са­ю­щи­ми. С дру­гой сто­ро­ны, если носи­тель язы­ка отка­зы­ва­ет­ся от рабо­ты под руко­вод­ством мето­ди­ста, эффек­тив­ность рез­ко сни­жа­ет­ся.
  4. Пас­сив­ные заня­тия на обу­ча­ю­щих сай­тах: Сей­час огром­ное коли­че­ство сай­тов и бло­гов пыта­ют­ся Вам дока­зать, что они могут Вас чему-то научить без пре­по­да­ва­те­ля. В то вре­мя как такое обу­че­ние чаще все­го бес­плат­ное (или с мини­маль­ны­ми пла­те­жа­ми) и тре­бу­ет мини­мум затрат на учеб­ни­ки и т.п., резуль­та­ты тако­го обу­че­ния вполне соиз­ме­ри­мы с тем, что Вы вкла­ды­ва­е­те. Онлайн-плат­фор­мы — пре­крас­ная воз­мож­ность, сде­лав пере­рыв в рабо­те с учи­те­лем, под­дер­жи­вать зна­ния англий­ско­го язы­ка. Но если плат­фор­ма не пред­ла­га­ет лич­ные уро­ки с пре­по­да­ва­те­лем, то ошиб­ки, кото­рые Вы допус­ка­е­те, ста­но­вят­ся при­выч­кой, кото­рую испра­вить с года­ми ста­но­вит­ся все слож­нее.
  5. Видео-клу­бы англий­ско­го язы­ка: чаще все­го про­во­дят­ся носи­те­ля­ми язы­ка или сту­ден­та­ми, кото­рым пред­ло­жи­ли неболь­шое воз­на­граж­де­ние за непыль­ную рабо­ту. Видео-клу­бы могут при­не­сти поль­зу чело­ве­ку, кото­рый уже вла­де­ет язы­ком, так как он смо­жет разо­брать­ся в инте­ре­су­ю­щих его вопро­сах и в неко­то­рых слу­ча­ях само­сто­я­тель­но най­ти отве­ты на вопро­сы. Есть рас­хо­жее мне­ние, что про­смотр филь­ма помо­га­ет изу­че­нию англий­ско­го язы­ка. Пра­виль­ный ответ — и да, и нет. Помо­га­ет, если фильм смот­рят дроб­но, по малень­ким отрыв­кам, перед отрыв­ком необ­хо­ди­мо раз­ра­бо­тать обу­ча­ю­щий мате­ри­ал, отра­бо­тать сло­ва и выра­же­ния (конеч­но бес­плат­но за такую рабо­ту возь­мут­ся не все). Нет, если фильм смот­рят так, как его обыч­но смот­рят в клу­бах: пол­ча­са про­смотр и потом дол­гая дис­кус­сия на тему. Что чело­век выне­сет после тако­го “обще­ния”? Гораз­до полез­нее посмот­реть 3‑х минут­ный ролик 10 раз, чем 30-ти минут­ный отры­вок 1 раз.

 

Подпишитесь, и вы получите доступ к бонусам от школ и курсов английского языка!