Методы обучения английскому языку в начальной и средней школе

Англий­ский язык явля­ет­ся обя­за­тель­ным пред­ме­том в началь­ной и сред­ней шко­ле. В этот пери­од уче­ни­ки полу­ча­ют базо­вые зна­ния об англий­ском язы­ке, изу­ча­ют алфа­вит, рас­ши­ря­ют сло­вар­ный запас и учат­ся читать неболь­шие тексты.

Методы обучения английскому языку в начальной и средней школе - 🇬🇧 Английский Язык

Мето­ди­ка пре­по­да­ва­ния англий­ско­го в шко­лах прак­ти­че­ски все­гда оди­на­ко­ва и осно­ва­на на учеб­ной про­грам­ме, кото­рую утвер­жда­ет мини­стер­ство обра­зо­ва­ния. Прак­ти­че­ски все пре­по­да­ва­те­ли чаще все­го при­ме­ня­ют ком­му­ни­ка­тив­ный под­ход при обу­че­нии уче­ни­ков началь­но­го клас­са. Но что­бы сде­лать уро­ки более эффек­тив­ны­ми, неко­то­рые исполь­зу­ют допол­ни­тель­ные тех­ни­ки и при­е­мы, кото­рые дела­ют урок зна­чи­тель­но инте­рес­нее и увлекательней.

Как сде­лать началь­ный курс англий­ско­го язы­ка эффек­тив­ным и в то же вре­мя инте­рес­ным для уче­ни­ков? Какие мето­ди­ки луч­ше исполь­зо­вать на уро­ках? Об этом и мно­гом дру­гом вы узна­е­те в нашей публикации.

Классическая методика

Клас­си­че­ские мето­ды обу­че­ния англий­ско­му язы­ку в сред­ней шко­ле прак­ти­ку­ют­ся на про­тя­же­нии мно­гих лет. Они осно­ва­ны на грам­ма­ти­ко-пере­вод­ном под­хо­де. Осно­ва каж­до­го урока/подкурса — грам­ма­ти­че­ский раз­дел англий­ско­го, кото­рый объ­яс­ня­ет­ся на русском.

Учи­тель актив­но рабо­та­ет с уче­ни­ка­ми и объ­яс­ня­ет основ­ные момен­ты. В свою оче­редь уче­ни­ки заучи­ва­ют пра­ви­ла, рабо­та­ют с тек­стом и выпол­ня­ют упраж­не­ния для закреп­ле­ния. Но при таком боль­шом коли­че­стве тео­рии уча­щи­е­ся часто теря­ют­ся и не могут выра­бо­тать навык гово­ре­ния. Поэто­му дан­ный метод явля­ет­ся эффек­тив­ным толь­ко в соче­та­нии с ком­му­ни­ка­тив­ным и дру­ги­ми подходами.

Коммуникативная методика

Началь­ный курс англий­ско­го по ком­му­ни­ка­тив­ной мето­ди­ке под­ра­зу­ме­ва­ет раз­ви­тие у детей таких навы­ков, как пись­мо, чте­ние, вос­при­я­тие англий­ско­го на слух и, конеч­но, уст­ное обще­ние. При­чем уро­ки, а так­же зада­ния име­ют аутен­тич­ную тема­ти­ку: диа­ло­ги и тек­сты на тему семьи, пого­ды, шко­лы, хоб­би, рабо­ты и т.д.

Классическая методика

Осо­бен­но­стью мето­ди­ки так­же явля­ет­ся то, что уче­ни­ки часто рабо­та­ют в парах. Обу­че­ние бук­валь­но про­хо­дит с помо­щью обще­ния меж­ду сту­ден­та­ми. Но грам­ма­ти­ка и слож­ные темы для луч­ше­го пони­ма­ния объ­яс­ня­ют­ся учи­те­лем на рус­ском языке.

Ком­му­ни­ка­тив­ная мето­ди­ка обу­че­ния англий­ско­му язы­ку в началь­ной шко­ле так­же пред­на­зна­че­на для погру­же­ния сту­ден­тов в куль­ту­ру и быт англо­го­во­ря­щих стран. Уче­ни­ки не толь­ко осва­и­ва­ют навы­ки обще­ния, но и позна­ют спе­ци­фи­ку куль­ту­ры англий­ско­го. При этом учи­тель дол­жен под­дер­жи­вать моти­ва­цию уче­ни­ков к обучению.

Метод Глена Домана

Очень попу­ляр­ная мето­ди­ка обу­че­ния англий­ско­му язы­ку в сред­ней шко­ле. Ее при­ме­ня­ют даже для обу­че­ния детей 6–7 лет. Под­ход осно­ван на рабо­те с кар­точ­ка­ми, на кото­рых изоб­ра­же­ны сло­ва или рисун­ки. Учи­тель пока­зы­ва­ет кар­точ­ку и про­го­ва­ри­ва­ет сло­во. Затем уче­ник повто­ря­ет и усва­и­ва­ет новые сло­ва без зубрежки.

Коммуникативная методика

Хоть роль ребен­ка в обу­че­нии пас­сив­ная, но ему очень про­сто учить­ся и запо­ми­нать новую лек­си­ку. У детей сла­бая кон­цен­тра­ция вни­ма­ния. Поэто­му им не под­хо­дит рабо­та с тек­ста­ми или заучи­ва­ние слов. Метод Гле­на Дома­на тре­бу­ет мини­маль­ных уси­лий, за что его так любят мно­гие педа­го­ги и дети все­го мира.

Игровая методика

Обу­че­ние англий­ско­му язы­ку в началь­ной шко­ле по игро­вой мето­ди­ке ста­вит перед собой цель под­дер­жи­вать вни­ма­ние и инте­рес уче­ни­ков к уро­ку. Во млад­ших клас­сах уче­ни­ки очень подвиж­ны, актив­ны и эмо­ци­о­наль­ны. Поэто­му зада­ния в фор­ме игры поз­во­ля­ют напра­вить энер­гию уча­щих­ся в нуж­ное рус­ло и скон­цен­три­ро­вать их вни­ма­ние на обучении.

При игре ино­стран­ный язык не вос­при­ни­ма­ет­ся как слож­ный и тре­бу­ю­щий мно­го уси­лий для изу­че­ния. На уро­ках уче­ни­ки не опа­са­ют­ся делать ошиб­ки, когда выпол­ня­ют зада­ния. При этом в урок мож­но вклю­чать пес­ни, мульт­филь­мы, игры с сорев­но­ва­тель­ным эле­мен­том, что сде­ла­ет заня­тие еще более увлекательным.

Методика Зайцева

Осо­бен­но­сти обу­че­ния англий­ско­му язы­ку в началь­ной шко­ле по мето­ди­ке Зай­це­ва заклю­ча­ют­ся в том, что уче­ни­ки при­ме­ня­ют куби­ки со сло­га­ми и бук­ва­ми. С помо­щью них они состав­ля­ют сло­ва и запо­ми­на­ют таким обра­зом новые фра­зы. Цель под­хо­да в том, что­бы пока­зать алго­ритм постро­е­ния слов и предложений.

Куби­ки могут быть раз­но­го цве­та, что­бы упро­стить зада­чу ребен­ку. Со вре­ме­нем уче­ник ста­ра­ет­ся выстра­и­вать цве­та и бук­вы под дик­тов­ку. Такие мини дик­тан­ты эффек­тив­ны, не вызы­ва­ют труд­но­стей у детей и могут про­во­дить­ся даже родителями.

Метод Глена Домана

Проектный и комбинированный метод

Дан­ные мето­ды обу­че­ния англий­ско­му язы­ку в началь­ной шко­ле поль­зу­ют­ся невы­со­кой попу­ляр­но­стью. Суть заклю­ча­ет­ся в том, что после изу­че­ния темы, раз­бо­ра тек­стов, заучи­ва­ния новых фраз учи­тель зада­ет про­ек­ты: сыг­рать сцен­ку, напи­сать рас­сказ, соста­вить и про­ве­сти диа­лог и т.д.

Отдель­но­го вни­ма­ния сто­ит ком­би­ни­ро­ван­ный метод, кото­рый соче­та­ет раз­лич­ные под­хо­ды и зада­ния из дру­гих мето­дов. Дан­ный под­ход вво­дит раз­но­об­ра­зие, а так­же адап­ти­ру­ет про­грам­му обу­че­ния под инте­ре­сы уча­щих­ся. Стро­гих тре­бо­ва­ний ком­би­ни­ро­ван­ная мето­ди­ка не име­ет. Учи­тель обыч­но само­сто­я­тель­но выби­ра­ет мето­ды и при­е­мы, кото­рые соот­вет­ству­ют спе­ци­фи­ке его обу­че­ния и инте­ре­сам детей.

https://www.youtube.com/watch?v=XbgBm3mNUMk

Нашли ошиб­ку?

Если вы нашли ошиб­ку или дру­гую про­бле­му, мы будем бла­го­дар­ны за ваше сообщение!
Есть несколь­ко раз­лич­ных вари­ан­тов, как это сделать:

  • Выде­ли­те текст с ошиб­кой, нажми­те соче­та­ние кла­виш CTRL+ENTER, в открыв­шем­ся окне опи­ши­те про­бле­му и отправь­те нам!
  • Напи­ши­те в ком­мен­та­ри­ях ниже о най­ден­ной проблеме
  • Вос­поль­зуй­тесь кон­такт формой