Насколько реально выучить язык за 240 аудиторных часов?

С одной сто­ро­ны, при усло­вии пра­виль­но раз­ра­бо­тан­ной мето­ди­ки и выпол­не­нии всех домаш­них зада­ний, 240 часов более чем доста­точ­но для раз­ви­тия навы­ков раз­го­вор­ной речи. Кро­ме того, с уче­том пра­виль­но выбран­но­го посо­бия гово­рить мож­но уже на пер­вом заня­тии! Под­твер­жде­ние тому — учеб­ник Сти­ве­на Молин­ско­го и Бил­ла Блис­са “Side by Side”, кото­рый неод­но­крат­но пере­из­да­вал­ся и с успе­хом исполь­зо­вал­ся на заня­ти­ях англий­ско­го язы­ка по все­му миру. По сло­вам одно­го из авто­ров, Сти­ве­на Молин­ско­го, мето­ди­ка “управ­ля­е­мо­го диа­ло­га” (guided conversation) раз­ви­ва­ет в уча­щих­ся раз­го­вор­ной речи в совер­шен­но непри­нуж­ден­ной атмо­сфе­ре. Но груп­по­вые заня­тия не все­гда при­но­сят жела­е­мый резуль­тат, и вот несколь­ко весо­мых причин:

Давай­те обра­тим вни­ма­ние на одну из ауди­то­рий, в кото­рой про­во­дят­ся заня­тия для укра­ин­ских мили­ци­о­не­ров, и посмот­рим, поче­му заня­тия в груп­пе менее эффективны:
Euro 2012 (1)

Заня­тия про­во­дят­ся в груп­пе из 16-ти чело­век! Несмот­ря на то, что пре­по­да­ва­тель исполь­зу­ет новые, совре­мен­ные мето­ди­ки изу­че­ния язы­ка (видео и аудио мате­ри­а­лы) и что одно заня­тие длит­ся 4 часа,  одно­му чело­ве­ку полу­ча­ет­ся уде­лить все­го лишь 15 минутТаким обра­зом, из 240 часов, отве­ден­ных на изу­че­ние англий­ско­го, каж­дый из мили­ци­о­не­ров полу­ча­ет все­го 15 часов ауди­тор­ных занятий.

Euro 2012 (3)
Мето­ди­ка обу­че­ния постро­е­на “вокруг учи­те­ля”, а не вокруг уча­ще­го­ся. Учи­тель гово­рит, — все повто­ря­ют, учи­тель спра­ши­ва­ет, — уча­щий­ся вста­ет и отве­ча­ет. В ито­ге, пре­по­да­ва­тель гово­рит боль­ше, чем уча­щий­ся. Так обу­ча­ют мето­ди­ке в пост-совет­ских вузах и по сей день, но в миро­вых цен­трах под­го­тов­ки учи­те­лей англий­ско­го язы­ка, этот метод уже дав­но счи­та­ет­ся неэф­фек­тив­ным, осо­бен­но при усло­вии обу­че­ния раз­го­вор­ным навы­кам. Чем зани­ма­ют­ся сосе­ди по пар­те? Смот­рят на отве­ча­ю­ще­го или на опе­ра­то­ра. На груп­по­вых заня­ти­ях учи­тель дол­жен гово­рить мень­ше всех. 
 
Euro 2012 (2)
 
По всей види­мо­сти, в груп­пе из 16-ти чело­век учат­ся люди с совер­шен­но раз­ным уров­нем под­го­тов­ки. Обу­чать такое коли­че­ство сту­ден­тов одно­вре­мен­но совер­шен­но нере­аль­но (очень сочув­ствую пре­по­да­ва­тель­ни­це, но пони­маю, что ей нуж­но рабо­тать в любых усло­ви­ях). Даже восемь чело­век будет слиш­ком мно­го, имен­но поэто­му заня­тия вряд ли дадут жела­е­мый результат.
Если Вы реши­ли учить язык на кур­сах, обя­за­тель­но узнай­те следующее:
  1. Коли­че­ство чело­век, зани­ма­ю­щих­ся в груп­пе (10 — это максимум).
  2. Учеб­ни­ки, по кото­рым зани­ма­ют­ся уча­щи­е­ся (видео и плос­кие экра­ны еще не гово­рят об эффек­тив­но­сти преподавания).
  3. Поси­ди­те на проб­ном уро­ке и про­ана­ли­зи­руй­те, какую часть вре­ме­ни, отве­ден­но­го на заня­тие, гово­рит учи­тель, а какую — уче­ни­ки. Как мини­мум, пол уро­ка долж­ны гово­рить сту­ден­ты, и они долж­ны гово­рить на англий­ском язы­ке, а не на русском. 
  4. Хоро­ший учи­тель чув­ству­ет, когда люди уста­ют и когда нуж­но сме­нить вид дея­тель­но­сти. Обра­ти­те вни­ма­ние, что при­бли­зи­тель­но каж­дые 15–20 минут учи­тель дол­жен менять задание.
  5. Хоро­ший урок англий­ско­го язы­ка в груп­пе — это урок, на кото­ром все шумят (по делу, разу­ме­ет­ся). Люди рабо­та­ют в груп­пах, зада­ют вопро­сы, отве­ча­ют на них, раз­го­ва­ри­ва­ют друг с дру­гом, а не с учи­те­лем. Тиши­на на заня­ти­ях англий­ско­го язы­ка напо­ми­на­ет страш­ные заче­ты и созда­ет неком­форт­ные усло­вия, в кото­рых учить что-либо ста­но­вит­ся невы­но­си­мо тяжело.

И еще: поду­май­те о сво­их бесе­дах в тече­ние дня: с дру­зья­ми в кафе, с кли­ен­том по теле­фо­ну, с кем-то в авто­бу­се… В ред­ких слу­ча­ях Вы гово­ри­те в тишине. Нор­маль­ная язы­ко­вая ситу­а­ция - это ситу­а­ция, в кото­рой, в той или иной мере при­сут­ству­ет шум. Тиши­на — неесте­ствен­ная атмо­сфе­ра для изу­че­ния языка.

Если Вам нуж­но изу­чать англий­ский сроч­но, запи­ши­тесь на заня­тия к репе­ти­то­ру и пред­ва­ри­тель­но узнай­те, что о нем гово­рят его уче­ни­ки (в эпо­ху соц. сетей это неслож­но)! Желаю удачи!
Нашли ошиб­ку?

Если вы нашли ошиб­ку или дру­гую про­бле­му, мы будем бла­го­дар­ны за ваше сообщение!
Есть несколь­ко раз­лич­ных вари­ан­тов, как это сделать:

  • Выде­ли­те текст с ошиб­кой, нажми­те соче­та­ние кла­виш CTRL+ENTER, в открыв­шем­ся окне опи­ши­те про­бле­му и отправь­те нам!
  • Напи­ши­те в ком­мен­та­ри­ях ниже о най­ден­ной проблеме
  • Вос­поль­зуй­тесь кон­такт формой