Пять распространенных заблуждений об английском произношении.

Часто уча­щи­е­ся зада­ют сле­ду­ю­щие вопро­сы, свя­зан­ные с отра­бот­кой навы­ков произношения.
  • Воз­мож­но ли изба­вить­ся от рус­ско­го акцента?
  • Сколь­ко вре­ме­ни необ­хо­ди­мо уде­лять произношению?
  • Какую роль игра­ет раз­ви­тый (или нераз­ви­тый) музы­каль­ный слух на осво­е­ние фоне­ти­ки ино­стран­но­го языка?
  • Насколь­ко эффек­тив­но заучи­ва­ние ско­ро­го­во­рок для отра­бот­ки произношения?
  • Помо­га­ет ли зазуб­ри­ва­ние аутен­тич­ных (неадап­ти­ро­ван­ных) тек­стов и диа­ло­гов в рабо­те над интонацией?
Так слу­чи­лось, что за послед­ние десять лет большая часть моей тру­до­вой дея­тель­но­сти была направ­ле­на на изу­че­ние фоне­ти­ки англий­ско­го язы­ка и помощь в рабо­те над про­из­но­ше­ни­ем, вна­ча­ле в вузе, затем част­ным обра­зом. Под­толк­ну­ла меня к это­му почти 20 лет назад все­го лишь одна фра­за, кото­рую про­из­нес­ла мой репе­ти­тор англий­ско­го язы­ка: “Про­из­но­ше­ние — это твоя визит­ная кар­точ­ка. Ты начи­на­ешь гово­рить, и пер­вое, что слы­шит собе­сед­ник, — не грам­ма­ти­че­ский строй, и не сло­вар­ный запас, а то, как ты про­из­но­сишь сло­ва, пра­виль­но ли рас­став­ля­ешь уда­ре­ния, вер­но ли постро­е­на интонация”.
За годы рабо­ты я пере­про­бо­ва­ла самые раз­ные мето­ды отра­бот­ки про­из­но­ше­ния и посе­ти­ла доста­точ­но семи­на­ров, лек­ций и веби­на­ров (это про­дол­жа­ет­ся и по сей день). То, как я пре­по­да­ва­ла про­из­но­ше­ние 10 лет назад и то, как бы я пре­по­да­ва­ла его сего­дня, во мно­гом кар­ди­наль­но отли­ча­ет­ся. Но все же у меня оста­лась уве­рен­ность в том, что любой уча­щий­ся может гово­рить более при­бли­жен­но к речи носи­те­ля язы­ка (англи­ча­ни­на или аме­ри­кан­ца), если ему удаст­ся изба­вить­ся от самых рас­про­стра­нен­ных заблуж­де­ний об отра­бот­ке про­из­но­ше­ния. О них — ниже.
  1. Избав­ле­ние от акцен­та. Каж­дый чело­век гово­рит с акцен­том. Акцент опре­де­ля­ет уро­вень Ваше­го обра­зо­ва­ния, место про­жи­ва­ния (в насто­я­щем или про­шлом), окру­же­ние, лич­ное пред­по­чте­ние в про­из­но­ше­нии тех или иных слов (неко­то­рые сло­ва име­ют две или несколь­ко норм про­из­но­ше­ния), а так­же Ваше соб­ствен­ное жела­ние гово­рить так, а не ина­че. Избав­ля­ясь от одно­го акцен­та (напри­мер, рус­ско­го), мы при­об­ре­та­ем дру­гой акцент,  напри­мер, евро­пей­ский или бри­тан­ский (т.н. Received Pronunciation), стан­дарт­ный аме­ри­кан­ский и др. В нашем пони­ма­нии акцент — это что-то ужас­ное, но на самом деле — это неотъ­ем­ле­мый рече­вой атри­бут, так­же как и одеж­да, аксес­су­а­ры, кото­рые отли­ча­ют нас друг от дру­га. Поэто­му, вос­при­ни­май­те акцент адек­ват­но и не ста­рай­тесь при­об­ре­сти “то, не знаю, что”. Изба­вить­ся от рус­ско­го акцен­та — воз­мож­но и вполне реаль­но, но это не зна­чит, что вза­мен ему Вы изба­ви­тесь от акцен­та как такового.
  2. Ско­ро­го­вор­ки — чем боль­ше, тем луч­ше? Думаю, если открыть мои инсти­тут­ские кон­спек­ты по раз­го­вор­но­му англий­ско­му или по фоне­ти­ке, то на каж­дой стра­ни­це встре­тит­ся какая-нибудь труд­но­вы­го­ва­ри­ва­е­мая неле­пи­ца, на зуб­реж­ку кото­рой ухо­ди­ло мини­мум минут десять в день! И все пото­му, что наши учи­те­ля были уве­ре­ны, и я была в их чис­ле (мно­гие уве­ре­ны и по сей день), что ско­ро­го­вор­ки помо­гут луч­ше отра­бо­тать “труд­ные зву­ки”. На деле ока­зы­ва­лось, что, про­та­ра­то­рив что-то несу­раз­ное вро­де “She sells sea shells on a seashore”, мы все рав­но не мог­ли выго­во­рить про­стое пред­ло­же­ние c соче­та­ни­я­ми шипя­щих и меж­зуб­ных фри­ка­тов, кото­рое обя­за­тель­но встре­тит­ся в обыч­ном быто­вом англий­ском, что-то вро­де “She juices these vegetables in the juicer” или “It’s the thirteenth of September”. J.D. O’Connor, автор клас­си­че­ско­го учеб­ни­ка Better English Pronunciation напи­сал, что луч­ше потра­тить вре­мя на отра­бот­ку реаль­но­го соче­та­ния, кото­рое обя­за­тель­но встре­тит­ся в речи, чем увле­кать­ся скороговорками.
  3. Если нет музы­каль­но­го слу­ха… Есть люди, кото­рые уве­ре­ны, что у них нет музы­каль­но­го слу­ха, хотя на самом деле, он про­сто нераз­вит. Музы­каль­ный слух есть у всех, ина­че нас бы не раз­дра­жа­ла одна и та же пес­ня, кото­рую без уста­ли кру­тит води­тель марш­рут­ки или диджей на радио. Мы пом­ним пес­ни, мело­дии, ритм; мы свя­зы­ва­ем их с каки­ми-то собы­ти­я­ми в жиз­ни. Исхо­дя из этой логи­ки, музы­каль­ный слух есть у всех, но важ­но, что­бы у Ваше­го пре­по­да­ва­те­ля он был раз­вит немно­го луч­ше, чем у Вас, тогда он суме­ет Вас напра­вить и обра­тит Ваше вни­ма­ние на то, как необ­хо­ди­мо про­из­но­сить то или иное сло­во, соче­та­ние или пред­ло­же­ние. Поэто­му, если Вы до сего­дняш­не­го дня счи­та­ли, что у Вас “нет музы­каль­но­го слу­ха”, я пред­ла­гаю Вам отра­ба­ты­вать про­из­но­ше­ние с пре­по­да­ва­те­лем, у кого слух раз­вит. Есть мно­го кана­лов на youtube, бес­плат­ных кур­сов, не гово­ря уже о плат­ных услу­гах про­фес­си­о­на­лов (об этом в сле­ду­ю­щий раз).
  4. Повто­ре­ние — мать уче­ния? Мно­гие уве­ре­ны, что отра­бо­тать про­из­но­ше­ние мож­но толь­ко при усло­вии посто­ян­но­го повто­ре­ния за дик­то­ром. С этим тези­сом я абсо­лют­но соглас­на, толь­ко повто­рять нуж­но осо­знан­но, то есть необ­хо­ди­мо знать как и что повто­рять и на что обра­тить вни­ма­ние. Ина­че такие повто­ре­ния будут похо­жи на рабо­ту попу­гая или мар­тыш­кин труд, кому что нра­вит­ся. Резуль­тат все рав­но будет тот же. Самый про­стой вари­ант — запи­сать свое чте­ние или пере­сказ на аудио и потом послу­шать, чем Ваш вари­ант отли­ча­ет­ся от дик­то­ра (для это­го луч­ше отра­ба­ты­вать чте­ние, что­бы срав­нить мож­но было бы точ­нее). После это­го необ­хо­ди­мо выде­лить непра­виль­но про­из­но­си­мые соче­та­ния и отра­бо­тать их отдель­но (о дру­гих прак­ти­че­ских реко­мен­да­ци­ях я рас­ска­жу подроб­нее в дру­гой статье).
  5. Про­из­но­ше­ние либо есть, либо его нет. Я согла­шусь с тем, что неко­то­рым уча­щим­ся фоне­ти­ка дает­ся про­ще, чем дру­гим. В силу есте­ствен­ных спо­соб­но­стей или про­жи­ва­ния в сре­де (хотя необя­за­тель­но), или хоро­шо раз­ви­то­го музы­каль­но­го слу­ха, эти люди уме­ют пра­виль­но пере­да­вать зву­ко­вой строй любо­го ино­стран­но­го язы­ка. Но это вовсе не озна­ча­ет, что все осталь­ные обре­че­ны. Посто­ян­ная рабо­та над про­из­но­ше­ни­ем, еже­днев­ные целе­на­прав­лен­ные заня­тия и их мони­то­ринг, кон­суль­та­ции спе­ци­а­ли­ста и рабо­та над ошиб­ка­ми — все это залог успеш­но­го изу­че­ния фонетики.
Нашли ошиб­ку?

Если вы нашли ошиб­ку или дру­гую про­бле­му, мы будем бла­го­дар­ны за ваше сообщение!
Есть несколь­ко раз­лич­ных вари­ан­тов, как это сделать:

  • Выде­ли­те текст с ошиб­кой, нажми­те соче­та­ние кла­виш CTRL+ENTER, в открыв­шем­ся окне опи­ши­те про­бле­му и отправь­те нам!
  • Напи­ши­те в ком­мен­та­ри­ях ниже о най­ден­ной проблеме
  • Вос­поль­зуй­тесь кон­такт формой